Вертикальное заземление

Тело в мире и сэлф в теле

Лили Анагностопулу, Греция

(The Handbook of Body Psychotherapy & Somatic Psychology, North Atlantic Books, Berkeley, California, 2015) 

вертикальное заземление статья Лили Концепция заземления развивалась в рамках биоэнергетики Александра Лоуэна, который подчеркивал важность работы с пациентами в положении стоя. Наблюдая за людьми, «стоящими на своих собственных ногах», он  исследовал их осанку и движение, помогая осознавать связь между соматическим функционированием и психологическими проблемами. Начинать работу с заземления стало принципом биоэнергетического анализа, потому что ноги и стопы - это основа для поддержки и движения тела человека. Чувство безопасности и независимости, которые дают хорошо сбалансированные ноги, создают ощущение автономии и контроля над собственной жизнью. Ноги и стопы являются основой структуры эго, отвечающей за обработку/тестирование реальности. Говоря о человеке, что  «он стоит на земле», мы имеем в виду, что он в контакте с реальностью.

Сам термин «заземление» был введен Лоуэном позже (Lowen, 1972) и был заимствован из физики. Лоуэн считал, что заземление «выполняет для энергетической системы организма ту же функцию, что и для высоковольтной электрической цепи. Заземление обеспечивает работу предохранительного клапана для выброса избыточного возбуждения» (Lowen, 1976, р. 196). Примерно в то же время этот термин начал использовать Стэнли Келеман, изучая функционирование нашего организма с биологической точки зрения (расширение-сжатие) и понимая, как мы формируем изнутри свое тело для противодействия силе тяжести (Keleman, 1979, 1985). Дэвид Боаделла расширил понятие заземления, которое до него связывалось с нисходящим потоком и разрядкой энергии, до ощущения контакта с поддерживающей окружающей средой, потоков зарядки и разрядки, идущих вверх, вниз,  и ко всем органам (Boadella, 1987). Лиcбет Марчер  с коллегами изучали заземление и тестирование реальности как отдельную функцию эго,  реализация которой связана с работой определенных групп мышц, характером  и внутренними ощущениями. В зависимости от условий, в которых ребенок овладевает специфическими навыками и решает соответствующие фазе своего  развития задачи  (например, стоять на полу, отделять фантазии от реальности, использовать экстрасенсорный опыт и др.), его мышцы становятся гипо- или гиперреактивными (Marcher and Fich, 2010).

Сегодня практически все школы телесной терапии соглашаются с тем, что  функция заземления имеет первостепенное диагностическое и терапевтическое значение [1]. Акцент может быть сделан на  внутреннем или  внешнем, физическом или концептуальном заземлении. Внутреннее заземление - это основа нашего существования - смыслы, ценности, цели,  внутренние стремления и сущностные качества. Такое заземление требует беспрепятственного потока энергии по направлению к центру. Внешнее заземление - это реальность нашей повседневной жизни, дома,  работы,  отношений и природы. Оно требует потока энергии изнутри вовне, навстречу миру. Физическая заземление - это непосредственный контакт с землей. Оно требует установления определенных отношений  с гравитацией в положении стоя и в движении, т.е. связано с нисходящим потоком энергии,  экспрессией и разрядкой. Концептуальное заземление - это наш язык, система взглядов. Таким образом, оно требует установление отношений с реальностью,  понимания эмоций, потребностей, поведения, т.е. связано с восходящим потоком зарядки и разрядки.

 

Базовые понятия

Заземление - это энергетическая концепция и психологическая метафора. Таким образом, заземление человека - это одновременно физический и психологический процессы. Основная функция заземления связана с  ощущением контакта между стопами и землей, потоком возбуждения, который под воздействием силы тяжести «перенаправляет» вес тела через ноги в землю.

Осознавание  давления стоп на землю дает нам ощущение прочности, надежности, понимание того, на чем мы стоим, и принятие себя.  Человек находится в контакте с реальностью своего существования: он укорен в земле, получает поддержку благодаря ее  надежности и прочности, идентифицируется со своим телом.

Нисходящий поток возбуждения - это процесс разрядки тела. Однако, напряженные мышцы, не позволяют происходить полной разрядке. Напряжение может скапливаться в ногах, коленях, стопах, и, кроме того, в спине, груди, плечах, в основании черепа, шее, горле и челюсти. «Каждый терапевтический подход, который направлен на заземление человека, должен работать с высвобождением обозначенных мышечных напряжений» (Lowen, 1972).

Терапевтическая задача заземления не так проста, как может показаться на первый взгляд. Она требует установления связи между тазом и ногами через восстановление волны дыхания во всем теле и позволения чувствам заполнять пространство нижней части живота и достигать тазового дна. Для того чтобы ноги не только обеспечивали механическую поддержку, но и активно участвовали в обеспечении связи с землей, нужно возвратить тазу полную подвижность. Этот процесс сопровождается глубинной тревогой, которая может выражаться в: страхе одиночества, отсутствия поддержки и проявления своей индивидуальности;  сопротивлении родительским и социальным требованиям; страхе падения, неудачи, коллапса и невозможности вновь подняться; страхе грусти и отчаяния; глубинной боли из-за отсутствия любви, комфорта и безопасности, удерживаемой в животе как потребность в плаче; страхе распада и исчезновения; сексуальном напряжении и боязни оргазма, которые удерживаются в области тазового дна.

Эти страхи не позволяют человеку центрироваться в нижней части живота, естественном центре равновесия в теле. Напрягая живот, люди используют в качестве поддержки не ноги и спину, а внутренние органы; или они поднимают свою энергию вверх, находясь   больше  в голове, без контакта с нижней частью тела (т.н. восходящее  смещение). Это приводит к недостаточному заземлению, отсутствию чувственного контакта с телом,  своей сексуальностью, со своей человеческой природой и Матерью Землей. Таким образом, заземление личности, является основной задачей всего терапевтического процесса.

Людям также могут помочь регулярные самостоятельные упражнения, которые можно использовать в дополнение к терапевтическому процессу. Лоуэн настоятельно рекомендовал два таких упражнения (см. далее), как основных для заземления, хотя он создал и много других (Lowen, 1972, 1977). Спустя годы в создании упражнений для заземления приняли участие и другие терапевты.

2 базовых биоэнергетических упражнения для вертикального заземления

Эти два упражнения оказались полезными для многих людей, особенно при испытываемых ими тревоге и панических атаках.

  1. Стойте в течении двух минут, немного согнув ноги в коленях. Стопы параллельно, на ширине плеч. Вес тела распределен между пятками и подушечками стоп; тело выпрямлено. Если колени остаются запертыми, они делают неподвижной нижнюю часть тела. Откройте рот, чтобы помочь дыханию. Освободите живот и расслабьте ягодицы. Через некоторое время вы можете ощутить в ногах и во всем теле непроизвольные движения, вибрацию, дрожание, тремор, которые благодаря более полному и глубокому дыханию становятся более заряженными и живыми. Когда почувствуете усталость, переключайтесь на второе упражнение.

  2. Стоя с согнутыми коленями, стопы на расстоянии 20 см, носки немного внутрь, наклоняйтесь вперед в течение 1-2 минут. Кончики пальцев касаются пола. Не опирайтесь на пальцы рук, чтобы сохранить равновесие, голова «висит» в расслабленном состоянии. Медленно/мягко распрямляйте колени, но не разгибайте их полностью. Через некоторое время вы можете  почувствовать  вибрацию.

Заземление как контакт

Взяв из психоанализа концепцию «поддерживающей среды» (Winnicott, 1964, 1970), которая позже интернализуется и определяет  наше отношение с миром, Д. Боаделла предложил более широкое определение заземления: «Заземление связано с поддерживающей средой, которая доступна человеку, и тем, как он может усвоить эту поддерживающую среду, чтобы тело стало истинным домом…Заземление связано с выходом внутренних энергетических потоков к поверхности тела и качеством создаваемого контакта» (Boadella, 1987). Он говорит о многих видах заземления, которые осваивает  ребенок в ходе своего развития. Ребенок заземляется через контакт с материнским телом и животом, когда та его держит; с материнской грудью, когда сосет; с материнским лицом и глазами, когда смотрит на нее; через язык, когда она говорит с ним. Во время этих взаимодействий, ребенок заземляется разными частями тела: ногами, руками, ртом, глазами.

Изначально заземление является физическим, но по мере нашего роста оно становится и психологическим (энергетическим, эмоциональным, ментальным, духовным) (Wehowsky, 1998). Заземление, таким образом, связано с нашим контактом с телом, землей, природой, другими людьми, семьей, работой, страной, культурой, Богом. Так же, как в психоанализе первостепенное значение имеет «холдинг», в телесной психотерапии чрезвычайно важны различные формы заземления, поскольку обеспечивают  функцию поддержки. Физическое заземление связано со стабильностью; сексуальное с нашим контактом с телом партнера; заземление в отношениях - это сеть наших социальных контактов и эмоциональных отношений (семья, сообщества, работа). Концептуальное заземление связано с языком, системой убеждений, верований; духовное – со смыслом жизни. Во всех этих аспектах жизни «заземление имеет отношение к намеренной и проявляющейся в поведении связи с реальностью» (Wehowsky, 1998). В нашей терапевтической работе прообразом заземления является «поддерживающая среда». Создавая ее, мы пытаемся обеспечить нашим клиентам новый опыт заземления. Мы стараемся высвободить внутреннее побуждение клиентов к контакту, которое было нарушено из-за полученного ими негативного опыта пребывания в не- поддерживающей среде. Мы помогаем нашим клиентам почувствовать  базовую заземленность через ощущение потока энергии в стопах, а также направленность, фокусировку и силу в каждом из многих 'заземлений', которые предлагает нам жизнь. «Работа с заземлением помогает распределить энергию и направить ее ко всем точкам контакта в организме» (Boadella, 1987). Основная цель терапии при работе с заземлением - в высвобождении привычных сдерживающих паттернов, которые блокируют контакт и экспрессию, что включает работу с дыханием, стопами, ногами, тазом, спиной, руками, звуком, глазами. Заземление дает возможность установления более безопасной связи как с внешней, так и с внутренней реальностью.

Мышечный тонус и характер

В каждом проявлении нашей жизни – сидим ли мы, стоим, двигаемся или лежим – мы решаем задачу взаимодействия с силой тяжести (гравитацией) и делаем это путем выстраивания правильного положения тела и регуляции мышечного тонуса. В каждый момент времени мы должны иметь дело с силой земли, тянущей нас по направлению к ее центру. При правильном положении тела сила тяжести используется для установления баланса, что делает движения легкими и грациозными.

Неправильное выстраивание тела заставляет его отдельные части компенсировать дисбаланс, что приводит к борьбе с силой тяжести и расходу большого количества энергии. При идеальном выравнивании в положении стоя срединные точки ушей, плечи, тазобедренные суставы, колени и лодыжки находятся на одном расстоянии от оси, идущей вниз от макушки головы. Таким образом, каждая часть тела поддерживает вышестоящую. При смещении относительно оси каждая часть тела вынуждена справляться с гравитацией самостоятельно, удерживая напряжение и поднимаясь вверх или сбрасывая его и, соотвественно, опускаясь вниз. «Быть хорошо заземленным - значит быть в таком сбалансированном положении тела, для поддержания которого используется необходимый для совладания с гравитацией мышечный тонус. Если тонус больше требуемого, это приводит к перенапряжению, меньше – к слабости и небезопасности» (Boadella,1987).

Мышечный тонус связан с состоянием мышц, получающих от мышечных веретен информацию о необходимом действии. Он может соответствовать текущему или предстоящему действию. Если тонус не согласован с потребностью в движении, в мышцах появляется или слишком много, или слишком мало напряжения. Это приводит к гипер- или гипотонусу мышц, что влияет на качество заземления, его становится слишком много или слишком мало. Д. Боаделла говорит о двух крайних проявлениях разбалансировки заземления у людей: «сверх-заземление» и «недостаточное заземление». У сверхзаземленных людей мышцы находятся в спастическом гипертонусе, они ощущаются как напряженные, узловатые, ригидные, эти люди готовы взорваться в любой момент времени. Они могут накапливать заряд  и выдерживать нагрузку, но не могут расслабиться. Они пойманы в ловушку безопасности, устойчивости, стабильности, укоренненности, но не могут мечтать, фантазировать, летать, открывать свои границы и устанавливать контакт. У недостаточно заземленных людей мышцы чересчур  податливые, гипотонированные, слабые, мягкие и слишком вялые. Энергия от мышц перенаправляется к голове, в результате у этих людей богатая фантазиями жизнь, но они открыты вторжению, им не просто накопить заряд и чувствовать себя стоящими на земле. У обоих типов выражено нарушение функции заземления как потока энергии в двух направлениях: нисходящий поток (физическое заземление) и восходящий поток (концептуальное заземление) (Boadella, 1987, Kurtz, Presterа, 1976). Сверхзаземленные люди относятся к ригидным структурам с их сильным эго, они не позволяют себе переживать слабость и уязвимость. Недостаточно заземленные люди имеют тенденцию к регрессу, коллапсу, или удерживают превентивно самих себя от контакта с собственной силой и установления автономии. Оба типа противоположны друг друг и им нужна  различная терапия. Сверхзаземленным нужно создать возможности для большего выражения, недозаземленным - для большего сопротивления. «Терапевт работает на высвобождение энергии из напряженных мышц, преобразуя это напряжение в выразительное движение и переводя энергию  в  сверхслабые мышцы через динамическое сопротивление земле или телу терапевта» (Боаделла 1986).

Такое восстановление мышечного баланса может привести к естественному тонусу, который освобождает пациента от его защит характера. Наши привычные состояния мышечного тонуса выражают нашу историю: гипотонус мышц является индикатором депривации и недостатка стимуляции; гипертонус мышц сообщает о вторжении и излишней стимуляции. Мышцы, находящиеся в сбалансированном состоянии позволяют истинному «Я» выражать себя через движение.

Л. Марчер с коллегами также изучала полярности гипо- и гиперотзывчивости мышц, соотнося их со структурами характера (Marcher, and Fich, 2010). Они создали карту тела и обозначили мышцы,  соответствующие стадиям развития ребенка, связав гипоотзывчивость (гипоотклик) с ранними нарушениями развития на соответствующей стадии, а гиреотзывчивость (гиперотклик) - с поздним. Гипоотзывчивая мышца уклоняется от экспрессии,  тогда как гиперотзывчивая - ее блокирует (Marcher and Fich, 201, Bernhardt et al., 1996a, 1996b, 1996c).

Заземление. Развитие эго и чувство «Я» [2].

Лоуэн связывал заземление с силой эго: «Язык тела человека, стоящего на земле, помогает увидеть, как он соотносится с реальностью» (Lowen, 1958).Он считал, что ноги и стопы являются физической и психологической поддержкой и основой структуры эго человека. Функция заземления заключается в освобождении избытка энергии и переводе ее излишка в землю, оно является предохранительным клапаном, обеспечивая тем самым безопасность для нашей энергетической системы. Заземляя энергетическую цепь, мы не даем избыточному заряду взорвать систему. Подобным образом сильное эго через заземление помогает справиться с сильным эмоциональным зарядом, не приводя систему к разрушению и расщеплению.

Другой взгляд на связь развития эго и заземления предлагают психология развития и теория объектных отношений. Психология развития изучает сенсомоторное развитие ребенка, которое теоретики объектных отношений рассматривают как основу созревания и развития эго. Фрейд был первым, кто стал говорить о «телесном эго». Телесные психотерапевты работают с телесным эго и знают, что социальные и биологические системы созревают одновременно. Каждая задача развития связана со специфическими телесными состояниями и моторными паттернами.

Процесс перехода от положения лежа к сидению, ползанию, сидению на корточках, стоянию свидетельствует о психологическом переходе от слияния и зависимости к автономии. Первый сделанный шаг, обычно - шаг от матери. Телесные терапевты, работая со своими клиентами, предлагают им возможность по завершению задач телесного развития и использованию моторных и сенсорных навыков, которые не были сформированы в их раннем детстве. С этой точки зрения эго функции, а именно: возможность сказать «нет», формирование границ, бондинг, тестирование реальности, самоподдержка, утверждение себя, направление, ориентация, фокусировка, контейнирование энергии и эмоций, управление сексуальностью, когнитивные навыки, достоинство и идентичность - зависят от освоения движений различных стадий развития, от перехода из положения лежа в положение стоя, от горизонтального к вертикальному заземлению. Каждая стадия развития зависит от предыдущей и то, что не было адекватно освоено на более ранней стадии переходит в виде дефицитарности навыков на следующую. В телесной терапии возможно корректировать эти пробелы развития и работать с заземлением и укреплением эго.

Теория и практика Келемана близка  идее Винникота о заземлении сэлф в теле: «Подвижность должна быть осознанна изнутри….Подлинная идентичность возникает не через восприятие мышечных двигательных паттернов других людей и не благодаря их одобрению действий ребенка, а из восприятия ощущений, рождаемых внутренней пульсацией волокон гладкой мускулатуры внутренних органов. Чувства и ощущения, идущие изнутри, сообщают нам: «это Я» (Keleman, 1985, с. 28). Такая концепция больше соответствует процессу формирования сэлф. Эго интегрирует сэлф также, как младенец принимает тело как часть себя. «Воплощенное в теле осознание себя, которое происходит через исследование внутренних ощущений, вегетативных реакций, импульсов и еле заметных движений, обеспечивает более ясное ощущение границ и ведет к более сильному осознанию собственного «Я». Настройка на эти внутренние ощущения и чувства, мы называем этот процесс «якорением» в теле, делает возможным более глубокий контакт с собой и с другими (Hartley, 2009, с. 19).

Телесная осознанность является основой сознания. Сэлф зарождается вместе с ощущением «чувства бытия». Через освоение новых моторных навыков ребенок меняет свое сознание, а взрослые в терапии учатся ощущать себя более глубоко и участвовать в своем процессе развития. Келеман выразительно описывает анатомию, как самоидентификацию: «Различные трубки и слои, мешочки и диафрагмы действуют вместе, чтобы дать человеку ощущение собственного Я... Полая, мягкая и плотная ткань порождают различные ощущения и чувства. Происходит диалог ощущений  полых и твердых частиц, жидких полостей мозга и плотно соединенных между собой клеток мышечной ткани. Все это создает такое состояние ткани, которое формирует непрерывный паттерн сознания» (Keleman, 1985, с. 56)

Марчер и ее коллеги включили все эти положения в свою Бодинамическую систему. Они рассматривают психомоторное развитие в контексте отношений и связи с миром. «Здоровое сэлф естественным образом движется к лучшему заземлению в реальности  и лучшей связи с миром» (Bernhardt and Bentzen, 1995). Бодинамики отслеживают развитие заземления от первоначального  контакта зародыша с маткой, через выталкивающие движения ног в процессе рождения, до заземления живота ребенка в положении лежа и таза в процессе сидя. По мере того, как ребенок растет и начинает двигаться, заземление осваивается через положение и действие его рук и ног, а потом через регуляцию положения таза в положении стоя. Тело используется для заземления возникающего  сэлф (внутренней осознанности) и развития эго (произвольные процессы). «От  физического заземления ребенок переходит к заземлению себя во мнениях, и позже в контактах со сверстниками, становлению в группе и формировании культурных норм» (там же, с. 56).

Описание случая

Димитра, женщина 27 лет. Она принимала участие в двухдневном воркшопе по телесной психотерапии, на котором использовался биосинтез. На таких  семинарах участники работают в группах по 3 человека под руководством психотерапевта – биосинтетика. На сессии Димитра сказала, что живет в Афинах, но ее мечта - переехать на остров, чтобы начать новый бизнес. Она не могла этого сделать из-за мамы, о которой  заботилась, прежде всего, эмоционально. Она сидела расстроенная, застывшая, отчаявшаяся и очень злая из-за этой ситуации. Ее попросили представить свою маму сидящей напротив нее. Основной "ловушкой" Димитры было то, что она видела в глазах своей матери. С одобрения терапевта Димитра встала, продолжая смотреть на мать. Терапевт поддерживала ее со спины, и она осознавала свои стоящие на земле стопы,  поддерживающую функцию своих ног, силу спины. Затем терапевт предложила ей использовать руки для того, чтобы исследовать пространство вокруг и для того, чтобы немного увеличить дистанцию с матерью. Постепенно ей предложили использовать глаза для контакта с окружающими и для ориентации себя в комнате, находя на что еще кроме матери ей интересно смотреть. С поддержкой терапевта, держащего ее руку, Димитра попробовала повернуться спиной к своей матери и она сделать несколько шагов,  продолжая осознавать силу своих ног и спины. Она почувствовала желание покинуть комнату. Ей было предложено делать это медленно, оставаясь в контакте со своими телесными ощущениями. Димитра  чувствовала,  что очень счастлива самостоятельно ориентироваться в другом месте, что символизировало ее желание переехать на другой остров. Она чувствовала силу и свободу. Позже она смогла сделать этот шаг в реальной жизни и изменить то, что хотела, и что впервые попробовала изменить на сессии.

Заземление как ресурс в работе с травмой

Заземление имеет важное значение в работе с травмой (Levine,  1997, 2005, 2010; Levine and Kline, 2007; Kepner, 1987, 1996; Ogden et al., 2006; Aposhyan, 2004). Травмированные люди, как правило, не заземлены. Им пришлось отключиться от травматической реальности, чтобы выжить, и теперь они не в контакте со своими телесными ощущениями.  Внутренние ощущения или воспоминания наводняют их, заставляя покидать тела и жить в голове. Они чувствуют себя отделенными от других людей, живущими иллюзорной жизнью, уязвимым. Так же они и воспринимаются другими. Они оказались в ловушке травматического цикла, не позволяя себе ощущать свой собственный ритм и постоянно меняющийся поток внутренних ощущений. Заземление в работе с травмой обычно идет в двух направлениях: (1) заземление в здесь и сейчас, увеличивающее контакт с реальностью; и (2) заземление в своем теле, увеличивающее чувство безопасности в своем физическом присутствии.

В (1) можно обратить внимание клиента на ощущение стула, на котором он сидит; землю, на которой он стоит; контакт стоп с землей; предложить посмотреть вокруг, оглядеть комнату , в которой он находится, осознавая присутствие терапевта. Это всего лишь некоторые примеры того, что могут использовать терапевты, особенно на ранних этапах терапевтической  работы, помогая своим клиентам заземляться в настоящем времени и пространстве. Позже это можно использовать как ресурс в помощи клиентам, когда (если) они начинают диссоциировать. Итак, заземление здесь и сейчас помогает им в навигации их травматического опыта, когда он становится переполняющим и засасывает, заставляя бежать от их нынешней реальности.    

В (2) восстановление ресурсов в теле происходит через работу с телесным осознаванием, ощущениями и чувствами в теле, движение от периферии (кожи) к центру (внутренним органам). Через контакт с пульсацией сокращения и расширения в соответствии с ритмами их  тела, клиенты могут перейти от чувства бессилия, уязвимости и беспомощности к ощущению силы, компетентности, расширению области прав и возможностей.  Для достижения этого, терапевт часто использует образы безопасного окружения, в котором клиент может начать исследование своих телесных ощущений и движений. Например, работа с бегом в безопасное место и ощущением при этом ног или визуализация реальных поддерживающих людей, приводят к изменению чувств клиента. Приятные ощущения в различных частях тела теперь становятся новым ресурсом. Тело может стать «безопасным домом». Cледуя естественному потенциалу тела переходить от одного состояния к другому, от позитивного к негативному, их ощущения медленно меняются от одного полюса до противоположного, они возвращают себе доверие в способности тела менять свои состояния. Позже, это станет главным ресурсом, который может использоваться для освобождения их от травмы, потому что у них больше не будет тенденции к застреванию в боли. Травматический опыт может быть разблокирован, так как тело обретает более широкий контекст и болезненные события могут быть оставлены позади, если появляется доверие потоку и позволение ему быть.

Завершение

Заземление является базовым понятием и одной из основных практических направлений работы в телесной психотерапии, но его применение выходит далеко за рамки нашего поля. В последнее время, психология и нейронауки говорят о заземлении ума в теле. Дамасио утверждает, что ум выстраивает себя через заботу о теле, а теоретики психологии говорят о «заземленном знании» (Damasio, 2000; Barsalou, 2007). Мы идем к заземлению наших теорий в опыте и большему заземлению нашего опыта в теориях:

«Дайте мне точку опоры, и я переверну землю». Так восхитительно сформулировал древнегреческий математик Архимед смысл и значимость  заземления. Если мы можем найти нашу землю, мы можем безопасно осуществлять наши мечты. Мы можем быть теми, кто мы есть, и это главное.

Перевод Ольги Парышевой

 


[1] Например, биодинамика, биоэнергетика, биосинтез, бодинамика, энергетика ядра, интегративная телесная психотерапия, организмическая психотерапия, радикс, юнитив психология и т.д. (см. список литературы). 


[2] В тексте автора используется выражение “Sense of Self”

Лили Анагностопулу, Греция