О бодинамике как подходе телесно-ориентированной психотерапии

Само название системы - bоdy(dy)namics (изначально) ориентирует наше восприятие на темы взаимодействия тела (body) и развития (dynamics). И, действительно, Бодинамическая модель рассматривает взаимодействие и переплетение множественных факторов физического роста, психологического развития и социального становления человеческого индивида, увязывая их в единую целостную систему.

 

Взаимная связь, как основная идея Бодинамической модели

Если посмотреть на нашу жизнь изначально, то можно увидеть, что она зарождается, формируется и рождается во взаимосвязи и взаимодействии (мужчина и женщина, мать и дитя, дитя и ближайшее окружение). Что и остается постоянным контекстным фактором нашей жизни, который в более широком смысле приводит многих к философской идее о единстве жизни.
Этим объясняется и глубинная потребность людей ощущать себя частью целого мира, проявляющаяся очень конкретно в желании быть в контакте, в связи и во взаимодействии с другими людьми. Именно поэтому терапевтическая работа может стать сильным, глубоким и эффективным опытом для человека. Т.к. именно в контакте с другим человеком клиент, восстанавливая первичную модель полноценного контакта с миром и удовлетворяя тем самым свою глубинную потребность, удваивает свои силы и получает опору для преодоления травматического опыта, опору для самопонимания и восстановления себя.
Сама Лизбет Марчер говорит об этом так: «Я считаю, что взаимосвязь – это основной драйв человека и основная задача его развития. Когда взаимосвязь прерывается, развитие оказывается блокированным. Задача терапии, как я её понимаю, помочь клиенту исцелить прерывания и восстановить развитие». Также Лизбет считает, что взаимная связь – это одна из базовых мотиваций в жизни человека (1).
Подтверждения своим идеям, Лизбет Марчер находила в работах Боулби (Bowlby) о привязанности, Малер (Mahler) о процессах сепарации/индивидуации, в книгах Конрада Лоренца (Konrad Lorenz) о том, как устанавливаются связи у животных, а также в работах датского физика Нильса Бора (Niels Bohr) о поведении частиц, двигающихся в противоположных направлениях со скоростью света при делении ядра.
Другой базовой мотивацией человека является сохранение контакта с собственными естественными природными импульсами и своим ядром. В связи с этим в бодинамике говорят о возникновении на основе такого контакта состояния и качества «Достоинство». Бодинамические терапевты считают, что при возникновении сильного или длящегося во времени внутреннего конфликта между потребностью установления в з а и м н о й с в я з и и сохранением д о с т о и н с т в а происходит остановка в развитии, фиксация на определенном способе совладания с конфликтной ситуацией (что носит название «травмы развития» и приводит к образованию характера, как защитного механизма).


Таким образом, концепция взаимной связи, заключающаяся в том, что движущей силой развития ребенка является его стремление к установлению взаимной связи и большего единства с другими людьми и миром и сохранении при этом контакта с собственными естественными природными импульсами, стала одной из главных идей системы Бодинамического Анализа.

Связь телесного опыта и психологического развития в Бодинамике

Другим важным аспектом Бодинамической модели стала тесная связь между психологическим и моторным развитием ребенка, а также состоянием определенных мышц.
При рождении у ребенка большинство мышц активировано непроизвольными рефлексами. В дальнейшем он постепенно осваивает те или иные моторные навыки. Также, в разные периоды своей жизни ребенок последовательно осваивает разные психодинамические темы – безопасности существования; удовлетворения потребностей; исследование мира и автономности; возможности быть в контакте со своими намерениями и силой и одновременно чувствовать себя любимым; романтичности и сексуальности; формирования своего мнения; возможности быть членом группы, осознавая при этом свою уникальность.
Эти темы соответствуют семи основным стадиям развития ребенка, которые охватывают период от внутриутробного развития до двенадцати лет. Основные психодинамические темы и их связь с этапами моторного развития были тщательно исследованы и описаны в материалах института Бодинамического анализа (2).
Мышцы же, которые активируются в ходе развития определенной психодинамической темы, получают иннервацию еще и от произвольной нервной системы, т.к. начинают подчиняться произвольному контролю. Таким образом, в дальнейшем, они используется не только функционально, но и психологически.
И этот факт является основой для достаточно подробного и точного анализа мышечной системы тела, по которому можно сложить представление об истории развития индивида.


Теория мышечной гипо-отзывчивости и гипер-отзывчивости в Бодинамическом анализе

Из эмпирического опыта стало известно, что мышцы взрослого человека, иннервированные произвольной ветвью нервной системы (их называют «пробужденными»), в отличие от «мышц младенца», на ощупь имеют дополнительное качество отзывчивости или реактивности (3).
Система Бодинамического анализа развила свою теорию о гипо- и гипер-отклике мышц.
Нормальная мышца обладает эластичностью, мышца же с гипореактивностью – вялая, слабая, отказывающаяся от действия, а мышца с гиперреактивным откликом – напряженная, жесткая, сдерживающая энергию и действие. Гипо-отклик и гипер-отклик - это две основные реакции мышц на стресс, которые соответствуют определенным схемам поведения и психологическим паттернам взаимодействия с миром.
В зависимости от того когда, на каком этапе развития произошла стрессовая ситуация, какова была степень её интенсивности, насколько она была переносима для ребенка, и формируется возможная ответная реакция соответствующих мышц.


Картирование и Карта тела как инструменты бодинамического терапевта.

В результате тестирования отклика мышц, мы получаем возможность создать общее представление, общую картину не только о следах стрессовых факторов, отпечатавшихся в теле человека. Мы можем также увидеть объем имеющихся ресурсов - тех навыков и, буквально, телесных возможностей, на которые он уже опирался и может рассчитывать и в дальнейшем, в особенности при встрече со своим травматическим опытом в процессе терапии.
Такая общая картина в Бодинамической модели называется «Картой тела» (4), а процесс её создания – картированием. Карта тела – это своего рода диаграмма человеческого тела, на которой в анатомическом соответствии представлен весь спектр мышечных ответов, изображенный системой разноцветных линий и точек.