Бодинамика: структуры характера визуально

Ирина Соловьева

Бодинамика – датская школа телесно-ориентированной психотерапии (ТОП), основанная Лизбет Марчер в 70-е годы теперь уже безнадежно прошлого века. И все более популярная в России. Мне выпала то ли удача, то ли честь, то ли то и другое одновременно – учиться на первой бодинамической программе в нашей стране, в 2005-2006 гг, у Эрика Ярлнеса и Кирстен Мюнстер.

В бодинамике, на мой взгляд, самая лучшая типология характеров в ТОП, или структур характер, как мы их называем. Или «психотип», как это называет популярная психология… Самая четкая и продуманная система:

  • В каком возрасте формируется структура характера.

  • Причины формирования.

  • Психологический портрет.

  • Телесные особенности, возможность диагностики структуры характера по телу.

  • Ресурсы (сильные стороны), защиты, проблемные темы (слабые стороны).

  • Возможности коррекции, способы оказания психологической помощи.

По продуманности и четкой структуре эту систему можно сравнить со знаменитой «Психоаналитической диагностикой» Нэнси Маквильямс, только в бодинамике добавляется тело: диагностика по телу и возможности психотерапевтической работы через тело.

Типология основана на следующем: все мы, люди, примерно одинаковы, вне зависимости от пола, культуры, национальности и т.д. Все мы осваиваем 7 базовых тем: психологически и телесно, причем каждую – в определенном возрасте. Если в этом возрасте при освоении темы что-то пошло не так – возникает фиксация, т.е. застревание. Тело словно запоминает этот возраст, какая-то часть души остается в этом нежном возрасте, в этих переживаниях. Есть 2 возможных типа фиксации:

  1. Так называемая «ранняя позиция»: ребенок отказался от этой темы, т.к. ее освоение оказалось слишком трудным. Например, каждый из нас должен научиться говорить «нет», уметь отказать. И ребенок, тренируясь, начинает говорить это самое «нет» по поводу и без. Психологи называют этот возраст закономерной стадией автономии (пик примерно 2-3 года), а родители запоминают этот возраст как «говнистость». Если «нет» ребенка не принималось его окружением, он может сдаться и стать «соглашателем». И во взрослости от этого пострадать. Вдруг к нему в аэропорту подойдет злостный террорист и попросит перевезти через границу чемодан тротила?

  2. «Поздняя позиция»: ребенок борется за эту тему до умопомрачения, когда уже и бороться-то не надо. Думаю, у каждого из нас среди знакомых есть некто, постоянно говорящий «нет», чтобы ему не предложили, по поводу и без…

Соответственно, 7 возрастных периодов, помноженных на 2 возможные позиции, дают 14 возможных структур характера.

1. Структура существования (2 триместр беременности - 3 мес.). Не освоено базовое право на существование.

1.11.1.         Ментальная структура существования: не уверен в своем существовании, пытается из этого опасного мира сбежать. Хотя бы – в «голову», т.е. в мысли, в рационализацию. Думаю, вы уже узнали шизоидный тип, (в других типологиях. Рене Декарт не иначе как относился к этой структуре, иначе бы ему не пришло в голову изречь: «Я мыслю, следовательно, я существую». Комары вот, к примеру, тоже существуют, я убедилась в этом прошлой ночью; но я не уверена, что они при этом мыслят…

 

 

1.21.2.          Эмоциональная структура существования: симбиотическая, чувствует себя живой  только в эмоциональном контакте с кем-то. Контакт любой ценой! Поэтому склонна с завидным постоянством оказываться в эмоционально зависимых отношениях.

 

 

2. Структура потребностей (1 месяц – 1,5 года). Потребности младенца не удовлетворялись или удовлетворялись не так, как надо. Это не значит, что родители злонамеренно издавались над ребенком. Чаще всего бывает, как в высказывании В.Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось – как обычно».

2.12.1. Ранняя структура потребностей. Уже не верит, что о ней позаботятся, и смотрит на вас несчастными глазами сиротки. В глубине души надеясь, что вы о ней позаботитесь. Зачастую компенсаторно начинают «причинять заботу» окружающим.

 

 

 

 

 

 

 

2.22.2.          А вот поздняя структура потребностей считает, что раз о ней в детстве не дозаботились, то теперь ей все должны, поэтому не просто ждет, а требует заботу от окружающих. Помните, как в мультфильме Маша отбирает у Медведя последнюю конфету со словами «Поделись с ребенком!»?

 

 

 

 

3. Структура автономии (8 месяцев – 2,5 года). В соответствии с названием стадии, ребенок учится быть автономным, т.е. активно отделяется от мамы, формирует свои психологические границы, учится самостоятельности.

3.13.1.          Ранняя автономия. Особо симбиотические мамы удерживают при себе ребенка, препятствуя сепарации. Естественно, не прямо, а путем намеков. И ребенок во имя мамы отказывается от самостоятельности. А спустя 40 лет все искренне удивляются: почему он(а) так и не вступил(а) в брак и живет с мамой? В скетчах «Одна за всех» есть сюжет: еврейская мама в исполнении Жанны Ардовой никак не дает своему великовозрастному сыну повзрослеть: «Сема, ты хочешь жениться??? Хочешь сделать маму сиротой?!»

3.23.2.         Поздняя автономия. Доказывает свою независимость по поводу и без. Даже когда на нее никто не претендует. Помните Неуловимо Джека из анекдота, который «неуловимый», потому что «нафиг никому не нужен»?

 

 

 

 

 

 

4. Структура воли (2-4 года). Ребенок должен почувствовать себя компетентным, умелым, хорошим, научиться добиваться цели… Иначе он застрянет в токсичном чувстве вины.

4.14.1.         Ранняя воля чувствует себя виноватым во всем, в чем только можно, и пытается «исправиться». Помните Шурика в «Кавказской пленнице»?

«- Написался и плясал на развалинах мечети…

- Мечеть тоже я?..

- Нет, это до вас, в 12 веке…»

4.2

 

4.2.          Поздняя воля норовит обвинить окружающих, чтобы самому не чувствовать себя виноватым. «На себя посмотри!», «А ты сам!» и т.д. Думаю, вы хоть раз, да встречали такого человека… и не очень хотите встретить его вновь.

 

 

 

 

 

 

5. Структура любви и сексуальности (3-6 лет). Та самая Эдипальная стадия по З.Фрейду. Право быть сексуальным, привлекательным, оцененным, любить и быть любимым…

5.15.1.          Романтическая структура все идеализирует и романтизирует, отрицает сексуальность и ценит сердечность. Наташа Ростова из анекдотов, да и из романа Л.Н.Толстого тоже – по-крайней мере, до замужества, до столкновения с «грубой реальностью»…

 

 

 

5.25.2.          Соблазняющий тип все обесценивает, опошляет, открыт для сексуального контакта и закрыт для сердечного. Анекдоты часто строятся на противопоставлении поручика Ржевского и Наташи Ростовой. Здесь же – Казанова, да и замечательная пародия Тэрри Пратчетта: «Джакомо Казануда. Второй лучший любовник в мире. Также ремонт стремянок».

 

 

6. Структура мнений (5-8 лет) – логическое мышление, высказывание суждений…

6.1

 

6.1.         Ранний тип удерживает свое мнение при себе. Умеет очень громко и красноречиво молчать. Его молчание может быть зловещим, интригующим, ироничным и т.д. А главное, что придраться-то при этом – не к чему…

 

 

 

 

 

 

6.26.2.          Поздняя структура высказывает свое мнение по поводу и без. Как заяц в советском мультфильме, который поучал всех животных: кажется, учил курицу нести яйца, птиц летать, рыб плавать и т.д.

 

 

 

 

 

7. Структура солидарности и проявления своих интересов (7-12 лет). Ребенок активно социализируется, входит в те или иные группы. Как стать частью коллектива и при этом не потерять себя?..

7.1

7.1.          Ранний тип солидарен со всеми, одинаков и сопричастен - для него важно быть в группе. «Мы» как ценность, «я» как вызов коллективу. Помните советскую присказку? «Если ты плюнешь на коллектив, коллектив утрется. Если коллектив плюнет на тебя, ты потонешь».

 

 

7.27.2.          Поздний тип – лидер. Всеми правдами и неправдами выделяется из коллектива, конкурирует. Как во всем, в этом есть свои плюсы и минусы. Как говорится, «В историю можно войти, а можно вляпаться». Лягушке-путешественнице вот не повезло -  она завопила: «Я, это я все придумала!» И выпустила шест, за который держалась…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый тип имеет свои внешние признаки: телесные и поведенческие особенности. Еще во время учебы на программе мне пришла в голову хулиганская мысль – подобрать иллюстрации-картинки. Недавно я нашла их в недрах ПК и решила дополнить:

 Статья публикуется с любезного разрешения автора, персональный сайт: http://irsol.wordpress.com/

 

 

Ирина Соловьева