Генограммы: Что это такое и как их делать

Введение для начинающих терапевтов

MarieHartwell-Walker, EdD 

    Генограммы

Если вам посчастливилось получить инструкции по использованию генограмм во время вашего обучения, вы можете пропустить эту статью. Если вы, как и некоторые из моих прежних супервизоров, не овладели этим ценным инструментом, то я призываю изучить его. Генограммы — это мощный и деликатный способ получить представление о прошлом вашего клиента и о его ранних решениях, которые сейчас вызывают у него много трудностей и проблем.

     Генограмма — это формализованная версия генеалогического древа, которая дает визуальное представление о семье человека на протяжении нескольких поколений. В 1980-х годах Моника МакГолдрик (Monica McGoldrick) и Рэнди Герсон (Randy Gerson) стандартизировали значки, используемые для построения генограммы, чтобы профессионалы могли легко обмениваться информацией. (См.: Genograms: Assessment and Intervention; Norton Professional Books.) Построение генограммы на сеансе с человеком или его семьей помогает как терапевту, так и клиенту сделать шаг назад и взглянуть на модели его взаимодействия в прошлом, которые продолжают оказывать влияние на вовлеченных в контакты с ним людей.

     Во многих спортивных соревнованиях используется оценочный лист, который помогает нам узнать игроков и их позиции. Разговор об игроках может помочь зрителям (и членам команды) понять, как обычно ведут себя разные люди, а также какие игроки связаны друг с другом, какие игроки не ладят и что нужно изменить команде, чтобы добиться успеха.

     Генограмма в принципе выполняет ту же функцию. Сама генограмма представляет собой простой рисунок. Обсуждения в процессе рисования запускают процесс, помогающий людям по-новому осмыслить свою историю (и, возможно, свое настоящее).

     Вот простой пример: круги обозначают женщин, квадраты - мужчин. Горизонтальные линии между ними означают брак. Вертикальные линии –детей, рожденных у пары. Заметки, сделанные во время вступительного обсуждения, расположены над каждым из родительских символов.

генограмма пример

     Мэри и Майк пришли на семейную терапию. Они были женаты меньше года после бурного трехмесячного романа. Они ссорились почти по всем поводам, связанным с созданием совместного жилья. Совместное построение генограммы показало обоим клиентам, насколько более сильное влияние на них оказали их родные семьи, чем они предполагали.

     Мэри — старшая из двух детей, двигателем в семье была мать, которая устанавливала правила и держала семейный корабль на плаву. Она описала своего отца как самого большого поклонника своей матери, который в значительной степени переложил ответственность за семейный быт на жену. Мэри часто заставляли присматривать и нянчиться с младшим братом. Когда маме приходилось задерживаться на работе, именно Мэри готовила ужин им обоим и следила за тем, чтобы ее брат сделал домашнее задание.

     Майк - единственный сын после рождения в семье трех девочек. Дома его называли «маленьким принцем». Девочки наряжали его и играли с ним. Папа устанавливал семейные правила, но держался на расстоянии от всех женщин в семье, проводя время в своей мастерской или на работе. Ему нравилось иметь сына, и он проводил с ним много времени за разными занятиями. Папа считал, что Майк не мог поступить плохо, и выручал его в мелких провинностях и вытаскивал из довольно серьезных передряг.

     Во многих отношениях Мэри и Майк представляют собой хорошую, но проблемную пару. Она привыкла быть главной и считать мужчин хорошими, но пассивными. Он привык, что им командуют и нянчат. Жалоба Мэри состоит в том, что Майк, как ей кажется, ожидает от нее, что она сама все будет делать за них обоих. Основная жалоба Майка состоит в том, что, по его мнению, Мэри считает, что ее точка зрения единственно правильная. Они вошли в свои привычные роли, не осознавая этого. Они не знают, как сделать свои отношения более равноправными, хотя оба говорят, что именно этого и хотят, но ни у кого из них не было модели равноправного брака.

     Это очень простой пример того, что может получиться в результате обсуждения. С этого места начинается терапия.

     Реальные генограммы намного сложнее, чем пример Мэри и Майка.

     МакГолдрик и Герсон предложили нам полезные символы для обозначения поворотных жизненных событий, таких как рождение, усыновление, смерть, развод, брак, повторный брак и т. д., а также различных типов отношений. В настоящее время доступны даже компьютеризированные шаблоны данных символов. Примеры генограмм известных людей (таких как Зигмунд Фрейд или Джон Ф. Кеннеди) можно легко найти в Интернете.

     Вопросы о разных членах семьи и семейных событиях могут помочь как терапевту, так и клиенту переосмыслить понимание культуры и проблем внутри родительских семей каждого человека, которые они затем привносят в свои новые отношения.

     Центральное убеждение авторов заключается в том, что семьи «повторяют самих себя»,  проявляя как положительные, так и отрицательные установки. Часто, если проблема в паре или семье не решена, она переходит к следующему поколению. Такие паттерны называются передачей проблемы или поведения из поколения в поколение.

     Увлекательно составлять карту семьи на протяжении нескольких поколений. Часто обсуждение действительно выявляет закономерности, которые продолжают повторяться. Например, неверность может передаваться из поколения в поколение, при этом одно и то же болезненное поведение причиняет боль каждой последующей семье. Другим примером является семья, изобилующая «отрезанием контактов», когда члены семьи не разговаривают друг с другом в течение многих лет. «Исключение» людей из контактов может стать для семьи единственным доступным способом разрешения конфликта. Такой  дисфункциональный подход к проблемам смоделирован и реализуется каждым последующим поколением.

     Иногда можно наблюдать как в одном поколении выражается определенная проблема, а в следующем – ее полярность (в одном поколении – алкоголизм, в следующем – полное  воздержание от алкоголя, в следующем – снова алкоголизм и т. д.)

     Чтобы посмотреть, как Моника МакГолдрик проводит интервью и работает со смоделированной семьей, используя информацию, полученную с помощью генограммы, приобретите эту замечательную видеокассету по межбиблиотечному абонементу: The Legacy of Unresolved Loss. На видео показано, как неразрешенное горе отражается на трех поколениях семьи.

     Если мы потратим время на составление такого обзора семьи, это поможет нам осознать семейный контекст, когда мы работаем над пониманием отдельного человека, пары или семьи. Это повышает нашу чувствительность к семейным проблемам и помогает пациенту осознать, что по крайней мере некоторые из его убеждений и моделей поведения были усвоены давно и теперь заслуживают пересмотра.

     Стоит отметить, что некоторые школы терапии отвергают важность такого исследования семейной истории клиента. Бихевиористы, например, больше сосредоточены на текущем поведении. Когнитивно-поведенческая терапия больше нацелена на изменение негативных мыслей. Но те из нас, для кого психодинамика занимает центральное место в нашей работе, могут использовать этот инструмент как для оценки, так и в качестве интервенции.

     Будучи любопытным, чутким и добрым при построении генограммы, терапевт часто может помочь клиенту (паре или семье) развить более сострадательное понимание себя и членов своей семьи. Это прекрасный момент для начала терапии. 

 

Перевод Дарьи Рубинштейн