Настройка и забота о душе

Настройка и забота о душе Дэвид Боаделла

Attunement and the Care of the Soul  David Boadella

Статья Забота о душе Дэвида БоаделлаТермин «психотерапия» был впервые использован в современном контексте в конце прошлого века Ипполитом Бернхаймом (HippoliteBernheim). Но само понятие «психотерапии» появилось гораздо раньше, в самом начале развития европейской цивилизации. Тогда оно в буквальном смысле слова означало «заботу о душе».

В наиболее ранних направлениях европейской философии, частью которых была психотерапия, душа и тело рассматривались в их взаимозависимости, а человек, как «микрокосм», считался неотъемлемой частью «макрокосма» природы.

Термины «философия», «терапия» и «космос» были впервые использованы Пифагором из Самоса, современником Будды. Значение идей Пифагора в развитии культуры человечества было четко сформулировано Артуром Кестлером (ArthurKoestler), холистическим биологом и психологом, проводившим исследования и в области парапсихологии. После его смерти в университете Эдинбурга была основана кафедра парапсихологии, носящая его имя. Будучи историком науки, он описал в своих, ставших классическими, трудах, как идеи Пифагора положили начало новому направлению развития науки во времена Галилея и Кеплера (1).

Для описания свойств процессов, которые являются характеристиками как самих процессов, так и их отдельных частей, Кестлер использовал слово холон (holon). Его работа легла в основу процессуальной философии Кена Уилбера, что было отражено в первой части его эпической трилогии «Эрос, космос, логос» (KenWilberEros, Kosmos, Logos).

 

1. Холизм или дуализм

Пифагор понимал космос как холистическую вселенную, в которой все взаимосвязано. Согласно его идеям, тело и разум не отделены друг от друга, а наука и религия – это два пути познания одной и той же реальности. Мир людей и мир животных должны управляться сходными этическими принципами.

Сам Пифагор не написал ничего. Его уроки дошли до нас благодаря работам его учеников, написанным уже после его смерти. Его идеи оказали влияние на таких гигантов античной философии как Платон и Аристотель, оставивших богатое наследие. К сожалению, некоторые используемые Платоном идеи Пифагора либо не получили признания, либо были искажены политическим консерватизмом Платона и его приверженности идеям дуализма. Аристотель, хотя и взял некоторые важнейшие постулаты Пифагора, относился к нему с достаточной долей пренебрежительного высокомерия. Аристотель был сложной и влиятельной фигурой. Он, с одной стороны,  был противником идей своего учителя Платона, а с другой – был в каком-то смысле носителем худших проявлений его дуалистических взглядов на устройство мира.

Андреас Веховский в своей большой и важной статье (AndreasWehowsky, DevelopmentandDiscovery) описал четыре основных взгляда на устройство мира: материалистический или идеалистический монизм, дуализм, монодуализм и взгляд на устройство мира, который я буду назвать «холизмом». История развития западной цивилизации находилась под влиянием дуализма, основанного на противостоянии двух основных вариантов монизма. Уилбер назвал это противостояние борьбой между теми, кто переоценивает духовное, принижая значение телесного, и теми, кто сводит все к физическому и материальному, недооценивая влияние духовного.

Холистическая точка зрения, которую я также называю биодуховной, поддерживалась меньшинством ученых, в отличие от принятой большинством философии, которую Жиль Делез (GillesDeleuze) называл «государственной». Значение идей Пифагора по оценке Кестлера заключается в том, что они предшествовали дуалистическому взгляду на мир, великому историческому разделению философии на две ветви, «несчастливому браку» духовного и материального. Пифагор встает перед нами, как мыслитель, существующий вне времени, предвосхитивший пре-модернистское, модернистское и постмодернистское понимание природы и нашего места в ней.

Некоторые аспекты взглядов Пифагора, Платона и Аристотеля можно увидеть в приведенной ниже таблице.

 

Пифагор

Платон

Аристотель

Космология

Космос – это органическое единство, которое может быть познано как субъективно, через непосредственное восприятие, так и через объективное исследование. К материальной природе следует относиться с глубоким уважением, как проявлению Anima Mundi – природной силы мира, мировой души.

Космос – это некая иерархия, в которой природные объекты являются только бледными тенями ее идеальных форм

Космос – это тщательно продуманная иерархия, управляемая некими априорными (заранее заданными) принципами. Бог – вне природы,  это «то, что движет, оставаясь неподвижным»

Астрономия

Пифагорейцы установили факты вращения и революционного развития Земли. Их научные исследования были преданы забвению на протяжении 17 веков

Астрономия не является важной темой исследования, однако признается идея Anima Mundi Пифагора

Астрономия Аристотеля основана на ложном допущении о том, что Земля не вращается

Биология

Исследования пифагорейцев положили начало холистической медицине Гиппократа. Тело – это орган души.

Тело является низшим по отношению к душе, и его проявления должны быть преодолены. Биология не важна.

Органические формы могут быть изучены эмпирически. Биологические процессы директивно управляются энтелехией.

Психология

Душа состоит из трех разделов, которые должны быть в равновесии и гармонии

Душа управляет телом, как наездник лошадью

Душа – это форма существования тела

Социология

Мужчина и женщина равны. Отношения между народами, основанные на власти, должны быть минимизированы. На смену рабству должна прийти свобода.

Идеальная республика – это форма тоталитарного государства, основанного на принципах иерархии. Идея тройственного строения души используется для оправдания системы каст.

Человеческие существа не равны по природе, поэтому допустимо неравное отношение к ним. Рабство справедливо.

Этика

Учение о  «золотой середине» (см. ниже)

Рациональная этика, выраженная словами Сократа, иногда нетерпимая к иному мнению. Разум есть добро, мир чувств есть зло.

Заимствованный у Пифагора принцип «золотой середины». Самореализация есть высшее добро.

Духовность

 

Учение о биодуховности – множестве уровней существования, связи внутреннего и внешнего опыта. Жизнь не может быть сведена к физическому уровню, хотя он является важным.

Душа бессмертна, земная жизнь есть форма заточения души в темнице.

Душа умирает в момент смерти, но некая сущность, не принадлежащая отдельному  смертному человеку, вновь уходит к Богу.

«Сущность и мощь такого видения Пифагора», - пишет Кестнер, - «заключается в том, что  оно имеет всеохватывающий характер и объединяет религию и науку, математику и музыку, медицину и космологию, тело, разум и дух. Этот синтез  вдохновляет».

Кестлер видел в Пифагоре основателя западной культуры, которого предал сначала Платон, а позднее Аристотель.

 

2. Корни бытия и элементы существования

Умы ранних греческих философов занимало строение Вселенной. Пифагора интересовали глубинные закономерности и отношения между ее отдельными частями. Ксенофонт писал, что все выходит из земли и все в нее возвращается. Гераклит считал огонь основой Вселенной. Фалес утверждал, что основой существования является вода, а Анаксимен – воздух. Пифагор же был геометром, чей отец был камнерезом, знакомивший его со строением кристаллов, поэтому для него первичной реальностью было число. Число «четыре», также известное как тетраксис или квадрат, считалось им чрезвычайно важным. Число «один» символизировало начало и точку, «два» - полярность и линию, «три» - плоскую поверхность, «четыре» - твердые формы.

Питер Горман (PeterGorman) интерпретирует идеи Пифагора следующим образом: числа могут создавать точки в пространстве, затем линии, плоскости и, наконец, трехмерные тела. Он пишет: «Эта странная теория описывает, как абстрактные геометрические тела могут создавать тела физические». Однако уже в нашем веке немецкий физик Буркхард Хайм (BurkhardHeim) разработал на удивление похожую теорию – комплексную теорию относительности, включающую фундаментальный двухмерный элемент «метрон» и описывающую интегрированную транс-космологию, которая с поразительной точностью предсказала свойства известных (и некоторых неизвестных) физических частиц.

Четыре основных числа ассоциировались с четырьмя элементами: водой, воздухом, землей и огнем, упоминавшимися еще до Пифагора в индийской и китайской культурах. Последователь Пифагора Эмпидокл называл их «ризомами или основами» космоса. Современная физика признает твердое, жидкое и газообразное состояния материи и соотносит элемент огня с электрической плазмой. Таким образом, эти четыре элемента образуют спектр энергетических и материальных форм всего живого.

 

3. Триединая душа и морфология тела

Ученик Платона Гераклит Понтийский говорит нам о том, что доктрина его учителя о триединой душе позаимствована им у Пифагора. Другие авторы также поддерживают эту точку зрения. Дело в том, что Платон был девятым в череде последователей Пифагора. Во время своего первого визита в Южную Италию и на Сицилию в 387 году до н.э. он встретил пифагорейца Архита Тарентского, который за сорок мин продал ему копию книги «О природе» (“Peri psyseon”) пера другого итальянского пифагорейца Филолая Кротонского. Вернувшись в Афины, Платон основал академию и стал обучать основным идеям Пифагора, включая понятие о триединой душе. Согласно этому учению, существуют три принципиальных аспекта души или психики:

  1. рациональная, ментальная или интеллектуальная часть

  2. мужество или волевая часть

  3. чувственная, страстная часть, связанная с удовлетворением телесных потребностей.

Для того, чтобы человек был счастлив, эти три части должны быть хорошо сбалансированы. Для образования четвертичной матрицы к этим трем аспектам души был добавлен четвертый элемент – тело, которое рассматривалось как орган души. Три части души связывались с морфологией тела: ментальная активность – с областью головы, волевой аспект – с сердцем и областью груди, эмоционально-чувственный – с областью живота. Четвертой областью тела, источником энергии, в этой четвертичной системе считались гениталии.

 К сожалению, по мнению Гормана, Платон «исказил идеи Пифагора в угоду своим политическим целям. Он использовал модель триединой психики в качестве символа трех общественных каст, описанных в его труде «Республика», эксплуатируя идею Пифагора для оправдания тоталитаризма».

 Кеннет Гатри (KennethGuthrie) комментирует модель Пифагора следующим образом: «Становится очевидным, что психическое здоровье является результатом гармонии (но не равенства) трех частей души. Баланс – это такое состояние сонастройки частей, в котором каждая из них получает то, что ей необходимо. Если части пытаются идти своим собственным, отдельным путем, возникает психическое расстройство. Психика начинает напоминать дом, разделенный на отдельные сектора, что приводит к диссоциации и фрагментации, а не реализации психической целостности».

Платон удачно суммирует идеи Пифагора, когда пишет, что быть в мире с самим собой - значит «сонастроить между собой все три части подобно тому, как в музыке из сочетания звуков разной высоты и интервалов между ними рождается аккорд. Только когда эти три части гармонично соединяются между собой, человек становится единым целым и в состоянии делать то, что ему надлежит» (Republic 443 d.f.)

4. Пульсация и темперамент

Примерно в 518 году до н.э. после длительного обучения и короткого пребывания на Самосе Пифагор вернулся из Египта и Вавилона и переехал в итальянский город Кротон, где основал свою школу. Кротон славился своими врачами. Одним из учеников Пифагора стал врач Алкмеон Кротонский.

От Пифагора он узнал о полярностях, связанных с четырьмя элементами.  С водой связывалась полярность мокрый/сухой, с огнем – горячий/холодный, воздухом – медленный/быстрый, землей – тяжелый/легкий. Для описания болезни он вводит базовую полярность избыток/недостаток: «Болезнь проявляется из-за избытка жара или холода, излишка или недостатка питания в крови, костном или головном мозге… Здоровьеэтопропорциональноесочетаниеэтихкачеств» (Plutarch: On the scientific Beliefs of the Philosophers). 911 A.

Идеи Алкмеона легли в основу учения Филолая Кротонского и создателя греческой медицины Гиппократа с острова Кос, родившихся около 460 г. до н.э. Филолай подчеркивал, что важно состояние четырех основных жидкостей тела: крови, черной и желтой желчи и слизи (мокроты), избыток или недостаток которых определяют здоровье человека. Эти идеи легли в основу медицины Гиппократа. Филолай утверждал: «Проявления болезни зависят от качества желчи, крови и слизи. Кровь густеет, если внутренние органы (включая мышцы и сосуды) находятся в состоянии сжатия, и становится более жидкой, если мышцы расслаблены и сосуды расширены… Слово флегма происходит от глагола  phlegein (гореть, зажигать), следовательно, слизь является распространителем заболеваний, связанных с воспалительным процессом» (Londinesis, Medical writings, XVIII 8 XIX 1, forth century BC).

Современная медицина признает существование болезней, связанных с повышенным или пониженным кровяным давлением и чрезмерной или недостаточной активностью желез внутренней секреции. В работе Герды Бойсен и Джона Олесена (GerdaBoyesen & JohnOlesen) в деталях исследована связь эмоциональности и настроения с движением жидкости при отеке или сжатии тканей тела. Древняя китайская медицина также связывает космические элементы с чрезмерным или недостаточным функционированием меридианов, что находит все большее подтверждение в современной нетрадиционной медицине.

Концепция  четырех жидкостей быстро легла в основу первичного понимания темпераментов, классификация которых также связана с  четырьмя элементами. Рассматривались четыре основных темперамента человека, а также варианты их сочетания:

а) холерик - связан с огнем и желтой желчью

в) сангвиник – с воздухом и кровью

с) меланхолик – водой и черной желчью

d) флегматик – землей и слизью.

Рафаэль Шаберман (Raphael Shaberman), изучив идеи Гиппократа о жидкостях тела и четырех видах темпераментов, предлагает рассматривать позитивные и негативные компоненты каждого паттерна. Ниже приводится предложенное им описание.

холерик

позитивный

 

 

негативный

активность, энергетически сильная воля, высокая скорость горения (и выгорания), горящие глаза

быстро приходящий в бешенство, пылающая ярость, вспышки гнева, пристальный взгляд

сангвиник

позитивный

 

 

негативный

разговорчивый, полный энергии, интеллектуальный, воодушевленный, оживленный

недостаток концентрации, неэффективный, распыляющийся

меланхолик

позитивный

 

негативный

спокойный, мягкий, бережный, расслабленный взгляд

апатичный, недостаток сильных чувств, тенденция к депрессии

флегматик

позитивный

 

негативный

крепкий, надежный, трудолюбивый, прилежный, добросовестный

бестолковый, вялый, апатичный, в тяжелом настроении

Британский психолог Ганс Айзенк, изучавший личность, используя многообразные объективные тесты, создал теорию личности, в которой есть много точек пересечения с идеями о темпераментах Гиппократа.

Говорят, что Пифагора очень интересовала физиогномика, качества контакта глаз и экспрессивных движений. Так же, как в современной акупунктурной диагностике, тренированный эксперт может почувствовать тенденции темперамента без дополнительного использования специального инструментария. Похоже, Пифагор обладал диагностическими и аналитическими способностями определения характера и эффективно использовал их при отборе студентов.

5. Черты и качества характера

Одним из наиболее известных греческих философов является Демокрит Абдерский (460-370 г. до н.э.). Находясь под влиянием своего современника Филолая Кротонского, он взял его идею о выраженной избыточности и недостаточности, но приложил ее в большей степени к области психологии, а не физиологии тела. Он писал: «Люди получают удовлетворение от сбалансированности сильных (радостных) переживаний и упорядоченности повседневной жизни. Недостаток или избыток переживаний нарушает этот баланс, что приводит к метаниям, нестабильности и неудовлетворенности души» (Stobaeus, III i 210), Jonathon Barnes: Early Greek Philosophy, Penguin Books 1987, p. 269).

Демокрит оказал важное влияние на ученика Платона Аристотеля. Основываясь на трудах Филолая и Демокрита, Аристотель в своем известном труде о «золотой середине» развил пифагорейское учение, впервые не признав его некоторые постулаты. В своей Никомаховой Этике, названной так в честь сына Никомаха, он подробно описывает фундаментальные качества человека, называя их «добродетелями». Для каждого качества Аристотель также указывает два искажения, «порока», один из них характеризуется избыточностью выраженности качества, другой - его недостаточностью.

Таблица избыточности, недостаточности и «золотой середины»  Аристотеля приведена ниже.

Избыточность

Середина

Недостаточность

неосмотрительность, безрассудство

мужество

 

трусость

сладострастие

умеренность

безразличие, бесчувственность

расточительство

 

великодушие

скупость

вульгарность

 

великолепие

ничтожество

тщеславие

 

благородство

малодушие

честолюбие

 

целеустремленность

непритязательность

гневливость

 

терпеливость

слабохарактерность

хвастливость

 

правдивость, точность

склонность к умалчиванию

фиглярство

 

остроумие

хамство

подобострастие

 

дружелюбие

вздорность

стыдливость

 

скромность

бесстыдство

завистливость

праведное негодование

злорадство

 

Несмотря на то, что с некоторыми из этих терминов можно поспорить или создать более точные определения в свете современных представлений о психике и духовности, приведенная выше таблица дает ясное понимание крайних проявлений упомянутых Аристотелем качеств.

Аристотель был достаточно умен, чтобы осознавать, что «середина» отличается у разных людей, а не является фиксированной и ригидной нормой. Он говорил: «Середина не одна и та же для всех» и использовал аналогию с едой, отмечая, что потребности у разных людей неодинаковы, и то, что для одного человека слишком много, для другого недостаточно. Середина всегда относительна.

Учение Аристотеля о пифагорейской золотой середине было подхвачено Альбином из Смирны во втором веке до н.э. и Моисеем Маймонидом в 13 веке (см. приложение).

 

6. Пространство роста и формирующие потоки

Согласно пифагорейцу Теону Смирнскому, жившему в 1 веке до н.э., для описания одной из составных частей четвертичной системы Пифагора подходит образ зерна, взятый из ботаники. У зерна есть центральная точка и способность к росту и развитию, которое происходит по четырем осям или в четырех измерениях. Каждая ось имеет два полюса: движение изнутри вовне (увеличение в пространстве), сверху вниз (высота), спереди назад (глубина), слева направо (ширина).

В свое время Пифагор, играя на гитаре (кифаре), приглашал своих студентов танцевать под различные ритмы и мелодии. Рудольф Лабан выделил характеристики движения и фундаментальные измерения пространства, внутри которых передвигается любой танцор. Похоже, что Пифагор описывал в своей системе четыре измерения пространства роста, обозначив, хотя и в простейшей форме, потоки, формирующие тело и движения танцора.

 

7. Четыре ветви пифагорейской философии: теозис (theosis), теория (theoria), практика (praxis), терапия (therapeia)

Слово «философия» означает «любовь к мудрости». Последователи Гиппократа использовали в своей работе принцип physiophilia, любви к природе, целительные силы которой могут быть использованы для преодоления болезни. Философия Пифагора включала в себя четыре основные ветви: гармонию, теорию, практику и терапию.  Термин «быть в гармонии» означал «быть в единстве с источником божественной силы», позднее названным theosis, т.е. единство с Богом. Термин «теория», буквально «способ видения», означал у Пифагора «созерцание природы, ясное видение ее паттернов». «Праксис» означал «использование и внедрение этических практик по отношению к другим людям, животным, растениям и самим себе в каждодневной жизни».

Термин «терапия» (therapeia) по Пифагору означал развитие подходов, призванных помочь людям, потерявшим баланс, прийти в контакт с гармонией, душевным спокойствием и умиротворением. Терапия являлась процессом перенастройки. Терапевты-пифагорейцы были предками therapeutae– сообщества целителей и учителей, которое находилось в Александрии и было также под влиянием буддистских учителей, посланных туда королем Ашокой в 3 веке до рождества Христова, т.е. спустя два столетия после Пифагора. Существует достаточно серьезное свидетельство того, что, когда Иисус в детстве попал в Египет, он рос в Александрии и впитал учение терапеутов. Это означает, что на его становление оказали влияние хассидские идеи иудаизма, а также пифагорейские и буддистские учения.

 

8. Четыре ветви пифагорейской терапии: катарсис (catharsis), эутония (eutonia), хиропрактика (chiropraxsis), метанойя (metanoia)

Катарсис был основным аспектом греческой драмы и орфических традиций, которые до создания Пифагором своей системы возглавлял и преподавал его свекор Бронтинус.

Катарсис был также принципом очищения и освобождения от физических, эмоциональных, метальных и духовных токсинов.

Пифагор любил музыку (в отличие от Платона, презиравшего ее), ритмический танец и эмоциональную экспрессию, приводившие к более совершенной гармонии. Он выделял три ее вида: инструментальную, космическую музыку сфер и музыку человека. Впервые в западной истории он провел научные измерения в инструментальной музыке для определения взаимоотношения между длиной струн и музыкальными интервалами. В космической музыке Пифагор предвосхитил работы Иоганна Кеплера (конец 16 в.) и записи планетарных звуков, позже зарегистрированных NASA. Под термином “musicahumana” он имел в виду ритмы и резонансы человеческого тела. Современная медицина лишь недавно обнаружила, что мышцы, сокращаясь, издают микро-звуковые сигналы.

Артур Кестлер пишет следующее о терапевтическом подходе Пифагора: «Религиозная интуиция и рациональная наука объединились в захватывающем дух синтезе. Их связала идея катарсиса…, жажды освободиться от различного рода порабощения, страстей и напряжений тела и ума, смерти и пустоты…Но способы достижения катарсиса должны отличаться у разных людей…».

«Кроме всего прочего пифагорейцы были целителями - они использовали медицину  для очищения тела и музыку для очищения души. Одна из древнейших форм психотерапии заключалась во введении пациента в состояние неистовства во время танца под оглушающие звуки труб и барабанов, что приводило его к истощению и последующему исцеляющему и похожему на транс сну. Это было своеобразным предшественником шоковой терапии и эмоционального отреагирования. Пифагор, в буквальном смысле, рассматривал тело как музыкальный инструмент, каждая струна которого должна иметь правильное натяжение и баланс между такими противоположностями как высоко-низко, горячо-холодно, влажно-сухо. Эти музыкальные метафоры, до сих пор используемые в медицине (тон, тонический, хорошо темперированный, сдержанный), также являются частью наследия Пифагора» (Кр 29). Музыка для музыкантов является замечательной  терапией, а для терапевтов, ищущих возможности следования за потоком процессов человека, терапия – это невероятная музыка.

«Эутония» - греческое слово, обозначающее «пребывание в хорошем тонусе». Эутония описывает состояние хорошо настроенного музыкального инструмента, а также гармоничное эмоциональное и физическое состояние человека. Музыка использовалась для непосредственного влияния на мышечный тонус танцора, когда тот совершал катарсические или экспрессивные движения.

Как мы помним из Аристотеля, тонус не является ригидной формой и всегда имеет индивидуальный и соответствующий производимому действию характер. Музыка помогала перевести спастичные или дряблые мышцы танцующего в сбалансированное состояние. Аристотель в своем трактате о пифагорейском принципе золотой середины рассуждает о важности таких базовых эмоций, как страх, уверенность, желание, гнев, сожаление, удовольствие и боль и отмечает, что необходимой основой соответствующего выражения этих чувств является «переживание их в правильное время, на правильной основе, по отношению к правильным людям, с правильной мотивацией и правильным способом».

Слово «хиропрактика» означает «наложение рук». Нам неизвестно, использовал ли Пифагор руки  в  процессе целительства. Однако мы точно знаем, что Гиппократ применял массаж и описал потоки чувственных ощущений, возникающих в его руках при работе с пациентом. Вероятно, терапеуты включали хиропрактику в свои методы помощи людям, и Иисус совершил множество чудесных исцелений, используя энергию рук.

«Метанойя» - греческое слово, означающее «знание  за пределами». В Новом Завете оно переводится как «покаяние, раскаяние», однако в своем первоначальном значении оно связано с «более глубоким пониманием, взглядом за пределы того, что лежит на поверхности и не зависит от конвенциональных и внешних норм». В этом и заключалась основная цель учения пифагорейцев – помочь людям увидеть и осознать более глубокие смыслы, цели и уровни контакта с реальностью. С этой точки зрения учение пифагорейцев глубже теории Фрейда о переводе бессознательного в сознательное, хотя этот, описанный Фрейдом, процесс повышения осознанности может рассматриваться как один из аспектов метанойи.

Выводы

Пифагорейские принципы прошли путь своего развития через учение неоплатоников и герметистов до теории о гармонии макрокосма вселенной и микрокосма человека Джордано Бруно, казненного католической церковью в 1600 г. Учение Бруно оказало огромное влияние на Спинозу, Гете, Шеллинга и Вильгельма Райха. Спиноза развил теорию о свободе человека, которая становится возможной, когда тот отказался от внешней обусловленности и его действия стали мотивированы лишь собственными нравственными принципами (или внутренними качествами). Гете основал науку морфологию и помог Лаватеру в подготовке его четырехтомного труда по физиогномике, в котором последний вернулся к древнему пифагорейскому понятию о триединстве души. У Лаватера три ипостаси жизни человека управляются силами действия, чувства и восприятия (Wirkungskräfte, Empfindungskräfte und Erkennungskräfte). Шеллинг развил философию идентичности и вдохновил целое поколение медиков-романтиков, деятельность которых явилась предтечей холистической нетрадиционной медицины 20 века. Они, вслед за Пифагором и Гиппократом, учили, что природа является лучшим целителем. Вильгельм Райх стал основателем современной телесной психотерапии.

В биосинтезе, методе духовной телесной психотерапии, поддерживающим пифагорейскую традицию с ее многосторонними аспектами, были независимо развиты следующие концепции:

- о четырех элементах прикосновения (эта концепция была создана мной в 1984 году в маленькой деревушке на побережье Эгейского моря);

- о трех эмбриологических слоях и триединой морфологии тела;

- о внутреннем заземлении;

- о принципах полярности в работе терапевта (как с пульсациями тела, так и с диалектикой тенденций характера).

Эти и многие другие идеи, развитые нами самостоятельно в рамках биосинтеза, хорошо соотносятся с пифагорейской традицией.

В 1982  году в бразильском городе Убераба меня представили некоему исполнителю духовной музыки, который с гордостью заявил мне: «Музыка – это моя терапия». Я незамедлительно ответил ему: «Это очень интересно, потому что терапия – это моя музыка». В этом смысле я почитаю Пифагора как первого западного музыканта, философа, математика и телесного психотерапевта.

 

Музыка – моя терапия, терапия – моя музыка

Пифагорейские корни биосинтеза

  1. Пифагор изучал музыкальную гармонию и вибрации струн лиры, зависящую от длины струн и степени их натяжения. Гармония требовала соответствующей настройки лиры и правильного, сбалансированного звучания различных нот.

  2. Последователи Пифагора, возможно под влиянием буддиcтов  Ашоки (AsokasBuddhists), создали группу therapeutae – природных целителей и медитирующих мыслителей-созерцателей, практиковавших therapeia. Терапия заключалась в восстановлении баланса (или настройки) человека, как целостной системы, и сопровождалась танцевальными движениями.

  3. Последователь Пифагора Эмпидокл обучал принципу четырех элементов – четырех сил природы.

  4. Пифагор учил четырем основным принципам существования природы – тетраксису. Его последователь Филолай обучал принципу взаимодействия головы, сердца, живота и гениталий. Платон воспользовался пифагорейским принципом триединой души, проявляющей себя в разуме (голова), воле (сердце и грудная клетка) и страсти (живот). Четвертой частью тетраксиса стало физическое тело.

  5. Другой пифагореец Алкмеон Кротонский учил, что здоровье есть пропорциональное сочетание качеств. Отсутствие баланса между полярными крайностями (мокрый-сухой, холодный-жаркий, сладкий-горький  и остальными) приводит к болезни. Таким образом, болезнь связана с избыточностью или недостаточностью этих качеств. Филолай Кротонский также отмечает, что избыток или недостаток является причиной нездоровья. Демокрит, знакомый с работами Филолая, проповедовал этот принцип еще до Аристотеля, и, как считается, передал эту идею Гиппократу.

  6. Архит Таренский писал: «Тело страдает от избытка или недостатка. Тело – есть орган души».

  7. Гиппократ развил пифагорейское учение, создав гуморальную теорию, связанную с «соками» организма: черной и желтой желчью, кровью и мокротой. У Аристотеля это вылилось в теорию о четырех видах темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик (см. Айзенк и сборник «Карты характера»).

  8. Гиппократ, почувствовав потоки энергии в руках целителя, занялся хиропрактикой, применяя наложение рук. Прикосновение рук воздействует на мышечный тонус и влияет на изменение баланса, как это происходит при настройке лиры. Связь между музыкой и тонусом мышц прослеживается во многих языках. Тон и тонус. Тональность музыки и оттенки настроения. Настройка струн и настроение. Гиппократ работал с принципом физиофилии - любви к природе и верил в целебную силу природы (VIS MEDICATRIX NATURAE)  и внутреннюю силу  сущности пациента.

  9. Согласно Туре фон Икскюль (ThurevonUexkull), клятва Гиппократа берет свое начало в учении пифагорейцев.

  10. Аристотель унаследовал пифагорейскую теорию избытка-недостатка и преподавал ее как учение о «золотой середине». Это учение проникло в западную культуру через Альбина из Смирны и Моисея Маймонида.

  11. Теон Смирнский развил далее пифагорейский принцип тетраксиса и стал писать о:

- сложении первых четырех чисел

- умножении первых четырех чисел

- точке, линии, поверхности, объеме

- четырех элементах: огне, воде, воздухе, земле

- четырех видах твердых тел: с двадцатью, восемью, четырьмя и шестью гранями

- додекаэдре Платона

- семени и его росте в длину, ширину и толщину

- человеке, семье, деревне, городе

- мысли, науке, мнении, чувстве

- сенсорном, эмоциональном, ментальном, духовном

- рациональном, эмоциональном, волевом и телесном (витальном)

- весне, лете, осени, зиме

- ребенке, подростке, взрослом, старике.

После Теона стали писать о:

- голове, сердце, животе, гениталиях

- единстве, двух противоположностях, гармонии или синтезе триады

- единстве, единичности, целях, разуме, душе, теле

- четырех достоинствах (см. Theages, диалоги Платона)

- четырех науках

- четырех областях изучения цифр: арифметике, геометрии,  музыке или гармонии, астрономии; чистом числе, числе в пространстве, числе во времени, числе во времени и пространстве

- философии, теории, практике, терапии

- числе, монаде, силе, объеме

- компонентах света: теплом, сухом, легком, быстром

- компонентах тьмы: холодном, влажном, тяжелом, медленном

- тональности, чистой кварте, чистой квинте, октаве, среднем гармоническом, среднем арифметическом.

      12. Феаг (Theages) писал о достоинствах, связывая разум с головой, мужество с сердцем, умеренность с животом, справедливость с человеком как целостной системой. Он также писал об избыточности-недостаточности и том, что гармония включает в себя полутона (диезы и бемоли).

Гатри: «Становится очевидным, что психическое здоровье является результатом гармонии (но не равенства) трех частей души. Баланс – это такое состояние сонастройки частей, в котором каждая из них получает то, что ей необходимо. Если части пытаются идти своим собственным, отдельным путем, возникает психическое расстройство. Психика начинает напоминать дом, разделенный на отдельные сектора, что приводит к диссоциации и фрагментации, а не реализации психической целостности».

Платон: «быть в мире с самим собой - значит сонастроить между собой все три части подобно тому, как в музыке из сочетания звуков разной высоты и интервалов между ними рождается аккорд. Только когда эти три части гармонично соединяются между собой, человек становится единым целым и в состоянии делать то, что ему надлежит» (Republic 443 d.f.)

References:

  1. Koestler, Arthur, ‘The sleepwalkers’, London: Penguin Books, 1959

  2. Gorman, Peter, ‘Pythagoras: a life’, London, Routledge, 1979

  3. Guthrie, Kenneth, ‘The Pythagorean Sourcebook and Library’, Michigan, Phanes Press, 1987

  4. Barnes, Jonathon, ‘Early Greek Philosophy’, London: Penguin Books, 1987

  5. Wehowsky, Andreas, ‘Development and Discovery’, Energy and Character, Vol. 28, No 1+2, 1997

  6. Wilber, Ken, ‘Eros,  Kosmos, Logos’, 1996

  7. Boadella, David and Smith David, ‘Maps of Character’, Weymouth, 1977

  8. Aristotel, ‘The Ethics’, London: Penguin Books

 

Данная статья была впервые опубликована в Energy & Character, Vol. 28, No 2, 1997. Печатается с любезного разрешения автора.

Перевод Виктории Березкиной-Орловой