ДУХОВНЫЙ БОНДИНГ

«Есть люди, которым ты — по плечо. Есть те, кто со своей высоты робко пытаются прикоснутся губами к твоей макушке. А ещё есть тёплые близкие — с ними глаза в глаза, а есть редкие, единичные — которые по росту. Они тебе — по сердце. И ты им — по душе». Из письма И.С. Тургенева дочери Полине (ноябрь 1859 г.).

 Духовный бондинг

Духовный бондинг - это отношения человека с его духом и глубинным смыслом. Это момент, когда можно почувствовать себя душой, исполненной опыта. Это прежде всего про встречу с собой за пределами ролей,           масок          и        привычных           поведенческих оборотов.

Духовный        бондинг      характерен           гармоничностью,           устойчивой свободой выражения. Это своего рода «золотая секвенция» контакта, когда  узнаваемость         сочетается с           импровизацией.

Для переживания подобного рода связи имеют значение духовность, ощущение связи с чем-то большим (Богом, Мирозданием, Природой, Космосом и т.п.) и способность воспринимать контакт с другим с доверием.

Духовный бондинг похож на узнавание. Но это не просто знакомый вид, запах, звук или вкус. Это не просто привычная текстура, знакомое прикосновение или движение. Это ощущается так, словно одновременно синхронизируются сотни часов в мастерской часовщика. Часы из разных эпох и стран, принадлежавшие разным семьям, изготовленные руками разных мастеров... Но словно все они были согласованы с одним и тем же камертоном, вибрирующем на определенной частоте.

Духовный бондинг связан с расширением и доверием этому расширению, замедлением и часто безмолвием (или обращением со словами особым образом). В нем происходит обоюдное уважительное внимание и взаимоуязвимость. В подобного рода со-присутствии людей происходят ритуалы, медитации, молитвы по соглашению и т.п. Духовный бондинг оживляет в сознании эпизоды глубинных встреч. Внутри него нет ощущения возраста, ограниченного сроком одной человеческой жизни. Связь более протяженная. Причем она может распространяться как в сторону прошлого, так и в сторону будущего.

Простыми словами это можно описать как «мы словно знакомы тысячу лет», «мы встречались в прошлой жизни», «у нас точно будет что-то общее в будущем», «я не знаю почему, но твое появление меняет траекторию моей жизни, а мое появление - траекторию твоей жизни». 

Это момент, когда удается выйти за границы линейного времени, паспортного возраста, национальных особенностей, языковых и социальных ограничений, гендера и сексуальной ориентации на иную территорию, где происходит встреча. В этот момент нет места сомнению, стыду, ярости или страху. Потому что благодаря глубинной сонастройке открывается пространство спокойного доверия, радости и нежности.

По сути, духовный бондинг – это длящийся сакральный акт внимания и свидетельствования, который позволяет выходить за пределы сознательного ума и достигать невидимых трансперсональных измерений жизни.

Духовный бондинг становится особенно необходимым во время экзистенциальных кризисов, связанных с неизлечимой болезнью, страданием, потерей или смертью, когда люди не видят выхода из ситуации.

Примеры духовного бондинга: молитвы, ритуалы, медитации, аутентичное движение, музицирование.

Если человек оказывается способен воспринять себя и другого не только как людей с телесным сознанием и связанной с этим ранимостью, но и как тех, кто обладает трансцендентным, духовным сознанием, то это открывает возможность для осознанного духовного бондинга. 

Описывая духовный бондинг в контексте телесной психотерапии, мы развиваем концепцию Райха о структуре личности, которая включает уровень сущности, и идеи Дэвида о биодуховности.

«Биодуховная работа – глубокая работа, путешествие через бессознательное к глубинам осознавания и контакту без искажений; это не бегство от боли и не аскеза самосовершенствования[1]».

«Биодуховность связана с развитием качеств сердца, контакта с его глубиной, выражением этих качеств в мире, воплощением духа»[2].

«Биодуховная работа связана с проявлением в повседневной жизни латентных качеств нашей сущности. Эта работа фокусируется на том, как мы живем, что мы делаем «здесь и сейчас»»[3], как можем использовать сущностные ценности в качестве источника внутреннего вдохновения и ясности.

В модели жизненных полей понятие духовности Дэвид связывал с полем сущности: контактом с глубинными качествами и ценностями, основами внутреннего заземления и центрирования, источником истинного сэлф, силой внутреннего целеполагания и способностью придать жизни человека осмысленное направление.

В поле сущности происходит резонанс со всеми энергетическими центрами, особенно с коронной чакрой. Однако, понятие биодуховности связано не только с коронной чакрой, но также и с сердечной, и с точкой идентичности.

За пределами остальных шести жизненных полей два человека в отношениях могут встретиться друг с другом со своими проявленными или скрытыми качествами бытия. Встреча происходит на территории сострадания, сочувствия, милосердия, как к себе, так и к другому, что может помочь построить доверие, превышающее уровень проблем характера. Это поле присутствия без осуждения, когда два человека делятся своим существом, не делая многого и не говоря многого. Это уровень трансперсонального общения, который предлагает уникальную возможность для сущностного контакта.

Даже если сущностный опыт проживает кто-то другой, мы можем ощутить себя глубоко затронутыми. Прочувствованное личное духовное переживание порой удается выразить и передать в виде поэтического текста, картины, музыки или танца. И тогда, если мы оказываемся достаточно открытыми и восприимчивыми, что-то очень личное может стать универсальным. Каждый контакт с сущностью глубоко внутри нас питает определенные ее качества, такие как любовь, мужество, радость, доверие, безмятежность и умиротворенность. На этом уровне оба человека глубже соприкасаются со своим духовным опытом.

Порой мы теряем связь с чувством доверия в корневом центре, наше солнечное сплетение погружается в тревогу, сердце задыхается от жалости к себе, в горловом центре воцаряется немота, а третий глаз затуманивается и темнеет. Коронный центр закрывается от контакта с духовностью и от восхождения к высшему «Я», теряет свою интегрирующую силу, становясь местом дезинтеграции и дисбаланса.

«Терапевт может раскрыть и актуализировать свои глубинные качества и в то же время побудить клиента открыть, оценить и выразить сущностный уровень самого себя. Этот аспект терапии идет дальше проблем и стимулирует внутренние ресурсы и качества клиента, которые выходят за пределы пространства и времени сессии, даже пространства и времени конкретных жизненных событий»[4].  

Некоторые аспекты духовного бондинга могут быть представлены в других видах бондинга (умбиликальном, оральном, раннем и позднем социальном, сексуальном).

Основные критерии для анализа:

  1. Ключевые слова, характеризующие духовный бондинг.

  2. Краткая характеристика.

  3. Основная потребность на уровне духовного бондинга.

  4. Роль, которую играет терапевт (ведущий группы).

  5. Главная задача терапевта (ведущего группы).

  6. Отношения между терапевтом (ведущим группы) и клиентом (участниками группы).

  7. Основное направление практической работы.

 

1. Ключевые слова, характеризующие духовный бондинг

Духовное измерение связано с метафизическим опытом личности. Единство, вдохновение, вдохновленность своим существованием, одухотворенность тела, связанность, медитативность, целостность, исцеляющие отношения.

2. Краткая характеристика

Духовное взаимодействие взрослого и ребенка возможно на любых этапах онтогенетического развития. Через ID (точку идентичности) духовное измерение наполняет тело человека до его рождения и покидает его в момент смерти.

3. Основная потребность на уровне духовного бондинга

Контакт с Сущностью возможен/не возможен, когда человек не ставит перед собой функциональные задачи из масок и ролей. Основная потребность - чувствовать связанность с чем-то бОльшим в контакте с Другим, в опыте, выходящем за пределы обыденного, в противоположность (полярность) диссоциации и фрагментации, одиночеству, оторванности и изоляции, богооставленности.

4.    Роль, которую играет терапевт (ведущий группы)

Терапевт – проводник, помогает клиенту и/или группе найти путь к сущностным качествам, за пределами масок и негативных чувств.

5.    Главная задача терапевта (ведущего группы)

распознать потребность клиента и/или группы в духовном бондинге и помочь выстроить контакт с духовными качествами.

6.    Отношения между терапевтом (ведущим группы) и клиентом

(участниками группы) 

Совместное движение к контакту с Сущностью за пределами масок и негативных чувств.

7.    Основное направление практической работы

Медитация, энергетическая работа, аутентичное движение, спонтанное письмо, рисование, ритуалы и любые другие способы вашего контакта с Сущностью.

Как контакт с нашей сущностью может углубить наше присутствие с другими?

Дэвид Боаделла говорил: «Когда мы сосредотачиваемся на воспоминаниях о наших сущностных переживаниях, эти переживания могут стать неиссякаемым источником силы. Они могут взаимно усиливать друг друга, накапливаться, каждый опыт притягивает следующий. В этом процессе мы можем осознать свой предыдущий опыт по-новому и, возможно, трансформировать его.

Осознание этого потенциала все больше укрепляет наш доступ к нашей сущности; оно открывает врата на этот уровень. Каждый контакт теперь может вызывать в нас определенное качество сущности…

     Мы не можем заставить сущностный опыт вернуться, но можем повлиять на условия, чтобы он непроизвольно возник в нас снова.»  

     Если мы можем преуспеть в поддержании внутреннего огня, в поиске контакта с нашей сущностью, снова и снова поддерживая ее, осознавая, почитая, неся ее в себе и передавая другим, тогда мы словно оказываемся в луче света, в месте надежды, мужества, прямоты и искренности. Мы должны твердо стоять как на внутренней, так и на внешней земле.  Корневой центр дает надежную опору, солнечное сплетение расширяется, сердце открывается для сострадания, горловой центр находит путь к свободному выражению, третий глаз становится ясным для ориентации, а коронный центр, интегрируя все остальные центры, обретает равновесие и открывается высшему «Я», сущности нашей духовности.

     Бывают ситуации, когда нет возможности использовать привычные формы эмоционального, ментального и телесного контакта с близким человеком. Нас может разделять время, расстояние, убеждения, незнание языка, жизненный опыт, особенности развития, нарушение сознания, последствия черепно-мозговых травм, инсульта, психических заболеваний и т.д.  Во всех этих случаях выстраивание духовного бондинга может подарить нам необходимое переживание близости и связи.

     Если мы сталкиваемся со смертью близкого человека, нам также может быть важно заново выстроить диалог с душой того, кто ушел из консенсусной реальности.

     Для создания собственного ритуала встречи, сопровождения и прощания можно использовать свечи, кристаллы, поющие чаши и значимые артефакты. В процесс можно включать медитацию, энергетическую работу, аутентичное движение, рисование, спонтанное письмо, музыку и любые другие способы вашего контакта с Сущностью.

Да откроются тебе бытие, сила и свет твоей души.

Да будет тебе дано увидеть, что ты никогда

не одинок, что твоя душа в ее сиянии и целостности невидимо связывает тебя с ритмом мироздания.

Да научишься ты ценить свою индивидуальность и неповторимость.

Джон О'Донохью "AnamCara. Кельтская Мудрость"

 

Виктория Березкина-Орлова,

Наталья Владимирова,

Светлана Гусарова



[1] Д. Боаделла «10 аспектов биодуховности»

[2] Д. Боаделла «10 аспектов биодуховности»  

[3] Д. Боаделла «10 аспектов биодуховности» 

[4] Д.Боаделла. Сущность к сущности (в печати)