Перевод Елены Бишко

A CORE ENERGETICS APPROACH TO NEGATIVITY

ЭНЕРГЕТИКА ЯДРА. ВЗГЛЯД НА НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА.

Одила Вейганд, психолог 

«Существует созидательный и объединяющий принцип, к которому движется все живое. Многие почитают его как Бога. Я же почитаю его как Бога, которым является каждый человек в своей Сущности" (Джон Пьерракос, Энергетика ядра, глава 19, стр. 216)

 Я считаю, что телесная терапия больше не должна называться альтернативной и занять надлежащее место, которое она завоевала благодаря своему потенциалу в помощи людям и способности разбираться с проблемами прошлого через телесные переживания гораздо более эффективным способом, чем использование только символических процессов.

     Энергетика Ядра (Core Energetics)[1] - это процесс, связанный с самой жизнью и исцелением, в котором используются телесные подходы и который выходит за рамки многих методов терапии. Энергетика Ядра - это мощный эволюционный терапевтический подход, который стремится к интеграции всех аспектов нашей человечности: эмоциональных, физических, интеллектуальных и духовных. Это очень полезный инструмент для роста и понимания межличностных отношений, раскрывающий эмоциональные и энергетические процессы, лежащие в основе наших чувств, мыслей и поведения.

     Я была райхианским терапевтом в течение 18 лет. Начала изучать Райха с группой, которая возникла в Ассоциации Вильгельма Райха в Сан-Паулу. После этого я завершила программу по биоэнергетике, а в 1986 году стала региональным тренером биоэнергетических групп. Я изучила основы биоэнергетики как способа личного роста и помощи другим с доктором Лоуэном, а в настоящее время изучаю и углубляю свое понимание этого подхода с доктором Джоном Пьерракосом.

     В течение первых 10 лет после того, как я начала изучать структуры и сопротивления характера в подходах Райха и Лоуэна, всякий раз, при попытках применить эту теорию на сессиях с клиентами, я чувствовала блок. Я не могла поверить, что только указание на их проблемы поможет им измениться. Имея в виду, что, зная теорию, я чувствовала, что чего-то не хватает в плане работы с телом, чтобы действительно помочь людям измениться в рамках подхода, который сочетал бы понимание, растворение характерных установок и стимулирование нового поведения. Я могла бы даже рассказать о характерах. Но когда я попыталась использовать теорию на терапевтических сеансах,  чувствовала препятствие на пути. И тогда я усиливала поток энергии и пыталась растворить энергетические блоки посредством дыхания, движения, выражения чувств. В определенной степени это давало хорошие результаты.

     В 1989 году я посетила семинар Беннетта Шапиро (Bennett Shapiro), тренера по биоэнергетическому анализу из Ванкувера. Он разработал глубокое понимание негативности в работе, опубликованной под заголовком «Отдавая должное дьяволу» (“Giving the Devil his Due”). Наконец-то появился инструмент для телесной работы с качествами характера. Он также ввел понятие маски, а за ней, фактически за противоположностью маске, можно найти то, что он называл дьяволом. Для меня этот семинар был очень важен, поскольку впервые за многие годы терапии я познакомилась с негативными частями себя, принимая, а не критикуя их. Предложение работы с телом заключалось в том, чтобы распознать, отнестись с почтением и наполнить энергией мои негативные черты. Я смогла это сделать, чувствуя себя ценной и признанной.

     В 1994 году Джон Пьерракос организовал первую обучающую программу в Бразилии. Я начала свой тренинг по Энергии ядра (Core Energetics), завершившийся в 1998 году. Я чувствовала себя комфортно, заново изучая структуры характера. Я осознавала, что могу работать над собой, углубляя те области, которые были для меня новыми в психотерапевтической вселенной тела, но которые, как я чувствовала,  откликались внутри меня как глубокие истины.

Вот некоторые из них:

  • Энергия и Сознание как основа жизни и чувств. Больше никаких «покинь голову, чтобы быть со своими чувствами».

  • Воля любить как основа для внутреннего мира и удовлетворения, а для длительных любовных отношений, а не для удовольствия как такового.

  • Объяснение выбора душой семьи, в которой мы родились, исходя из трудностей, которые нам нужно преодолеть в этой жизни, рассматривая эволюцию нашей души как главную мотивацию для разрешения наших конфликтов (Pathwork Lecture 34 - Preparation for Reincarnation). В этом свете ограничения, налагаемые структурами нашего характера, можно рассматривать как возможности для роста, а не как несправедливую шутку, которую случайно разыгрывают с людьми - судьба или Бог.

  • Модель «маски», «низшего я» и «высшего я». Научиться различать чувства из маски и чувства низшего Я стало большим инсайтом для меня и моей работы. Изучение того, что чувства и мироощущение уровня маски - это часть, «украденная» у высшего «я», которая чрезмерно используется для прикрытия наших хорошо скрытых негативных чувств (Lecture 43 - Three Basic Personality Types: Reason, Will, Emotion). Научиться распознавать, когда я нахожусь в своей маске, благодаря восприятию качества «мертвенности» в контакте, недостатка жизненной силы, независимо от того, насколько хороши сами слова, идеи или их звучание. Это восприятие ведет к осознанию взаимодействия других людей с уровня маски.

  • Как оживить маску и выявить чувства «низшего Я», отношения, скрытое поведение, придавая им энергию.

  • Вступление в контакт с моим собственным и «высшим Я» других людей, в первую очередь, закладывает основу для безопасного исследования нашего «низшего Я». «Высшее Я» является отправной точкой, а также конечной целью. Мы покидаем место любви, путешествуем через гнев, ненависть, боль, страх, ужас, стыд, зная, что мы всегда можем вернуться в это безопасное место, где связь может быть восстановлена через стремление нашего сердца любить и быть любимыми.

Учение о жизненной задаче придало смысл почти всегда присутствующему во мне беспокойству. Задача жизни, как я ее вижу, представляет собой последовательность задач, которые необходимо выполнить и преодолеть. Именно это беспокойство толкает меня на то, чтобы выйти из комфортного проживания в рамках привычных моделей и обратиться к новым, более инновационным способам содействия росту. Оно было двигателем, который подтолкнул меня к поиску тренинга по Core Energetics.

     Джон Пьерракос ранее был партнером Александра Лоуэна в создании биоэнергетики. Когда они расстались, Джон развил свою работу в направлении интеграции духовности в терапию, исследования взаимосвязи энергии и сознания, энергетических полей, положительной и отрицательной энергии и значения зла.

     В своем исследовании духовности Пьерракос обнаружил  Святого Георгия и Дракона, фигуры которых стали символами изучения положительных и отрицательных сил. Оба неразлучны, Святой на белом коне и Дракон. Чтобы достичь духовности, нам нужно интегрировать нашего Дракона, а не убивать его.

     Я считаю эту концепцию чрезвычайно важной. Я чувствовала, что просто атаковать черты характера бесполезно. Сопротивление становилось непреодолимым, я теряла контакт с клиентом, который затем пытался интеллектуально понять процесс, чтобы сотрудничать, что опять приводило к сопротивлению. Или он прилагал бесконечные усилия, чтобы изменить себя.

     Сегодня в наших руках есть методика работы с телом при анализе характера. Вопрос в том, как сделать МАСКУ (неэнергетизированный внешний слой) сознательной и выразить ИСТИНУ второго слоя («нижнего Я»), где хранится энергия. Эта энергия связана с негативными чувствами, и нам нужно достичь их, не наращивая защиту. Нам нужно объединиться с клиентом. Высвобождая энергию, содержащуюся в маске, мы расширяемся, это доставляет удовольствие. Нам нужно объединиться с этими отрицаемыми аспектами личности, которые маска пытается скрыть, включить их, а не исключать. «Зло, на самом деле, происходит не из негативных чувств, а из отрицания чувств, как положительных, так и отрицательных. Каждый блок, каждая болезнь, каждое неаутентичные чувство - это отрицание». (J. Pierrakos, 1987, стр. 214)

     С точки зрения психотерапии, зло или характер проистекают из отношений с родителями, будь то в утробе или после рождения. Однако духовная точка зрения состоит в том, что наш характер или наша негативность - это наследие, с которым мы рождены, чтобы работать и преобразовывать его в течение нашей жизни. Напомним, что «психология» означает «изучение души».

     Структура характера - образование парадоксальное по своей природе. Почему? Структура характера имеет функцию сохранения жизни, но поступая именно так, она создает препятствия для потока жизненной энергии в организме. Эта парадоксальная сущность, конечный результат наших болезненных или пугающих детских переживаний, вначале была создана, чтобы спасти нас, но позже стала убийцей нашей жизненной энергии. Теперь это становится большим НЕТ, выраженным в наших мышечных сокращениях, а также в нашей системе убеждений.

     Эта явно противоречивая динамика ведет нас к серьезному исследованию нашей внутренней истины. «Смертельная энергия оргона порождает негативные убеждения. Живая, движущаяся, яркая энергия в теле порождает жизненные убеждения. Райх научил нас этому отношению. В Core Energetics мы узнаем, что верно и обратное: негативные убеждения поддерживают застой энергии и сохранение блоков. Это означает, что для изменений недостаточно просто освободить энергию от ее инкрустации в телесных блоках. Терапия должна прояснить и исследовать негативные убеждения, лежащие в основе телесных блоков» (J. Pierrakos, 1987, стр. 158).

     Много лет назад, когда я начала работать в райхианском подходе, превалирующим мнением среди многих телесно-ориентированных психотерапевтов была идея, что стагнированная энергия создает и поддерживает жесткость, блоки и черты характера. Мы должны приложить все усилия, чтобы избавиться от этих особенностей  и в то же время работать с телом, чтобы сломать панцирь и, тем самым, разрядить отрицательную энергию. Из этих руин должно появиться чистое и любящее существо - генитальный характер, идеализированный Райхом.

     Долгие годы клинической практики продемонстрировали иные реалии. Под ригидностью характера скрываются неожиданные слабости. Вместо этого чистого существа, способного дарить и получать любовь - генитального характера – стали проявляться из руин наши шрамы, наши незавершенные или неразвитые части, неудачи, вакуум, где развитие было остановлено.

     У одной моей клиентки, прекрасной женщины, был холодный и дистантный отец, который никогда не смотрел на нее с любовью. Она никогда не знала, каково это, чувствовать себя самым прекрасным человеком, самой любимой дочерью, когда тебе 3 или 4. Ее отец никогда на нее не смотрел. В подростковом возрасте, когда она стала привлекательной молодой девушкой, ее отец никогда не удостаивал ее взглядом. Ее мать, когда они ссорились, прекращала с ней разговаривать на целых 5 месяцев. Клиентка замерла. В терапии, когда она работала с «протягиванием руки» навстречу мне, произнося вслух «я хочу», «мне нужно», энергия текла, но ей требовалось тепло и контейнирование внутри терапевтических отношений, чтобы растопить лед. Почувствовать прикосновение, быть замеченной, получать поддержку - это был опыт, которого не было в ее ранней жизни. Это был новый опыт. Для нее замерзание означало жизнь, а поиск ласки - смерть. Если бы она продолжала открыто искать ласки отца, это ощущалось бы как смертью. Такое восприятие было вполне справедливо в этой семье. Ее сестре повезло меньше, она стала психически больной. 

     Мы делаем выдающийся шаг в продвижении терапии, когда понимаем, что энергия, которая поддерживает и питает характер является чем-то позитивным. Цель терапии - привести эту энергию в движение и преобразовать ее, а не просто разрядить ее катарсически или как-то иначе. Прежде терапия преуспела в разрушении структур характера, что порождало большие проблемы. Мы верили в разрушение, в процессы катарсиса, в разрядку энергии, которая давала поддержку чертам характера. В процессе терапии это приводило к множеству страданий, депрессии, длительным периодам замешательства, неспособности работать, ослаблению границ Эго и идентичности, ощущению смерти и даже в некоторых случаях болезни. Паника, столь распространенная в наше время, является, на мой взгляд, результатом внезапного коллапса энергии, которая поддерживает жесткие защитные структуры, обнажая неразвитые части нас самих.

     Спасение энергии, инвестированной в негативные установки, представляет собой экологичный подход.

 

     Так что же это за явление – Негативность?

     Представьте себе ребенка, у которого очень авторитарные родители, любые признаки неподчинения вызывают вспышки их злости. Этот ребенок узнает, что лучший способ выжить -  подчиняться воле родителей. В то же время он создает защиту против вторжения родителей в его внутренний мир. Этот барьер, построенный из подавленных страха и гнева, станет большим «НЕТ» потоку жизни, потому что такая структура приведет к хроническому сжатию. Это будет препятствовать общению. В будущем человек не будет жаловаться в терапии на свое внутреннее «НЕТ», но вместо робости и страха быть отвергнутым, он будет жаловаться на то, что его не понимают, на людей, которые говорят, что он агрессивен, даже когда он не хочет быть таким. Это происходит потому, что мы соприкасаемся с внутренней стороной маски. Другие могут видеть внешнюю сторону, где гнев просачивается через тон голоса, грубые жесты, холодный взгляд. Если вы попросите об услуге у этого человека, он вас внимательно выслушает и, вероятно, будет готов сделать все, что попросят, даже не сверяясь с собой, хочет он это сделать или нет. Его внутренний контакт с самим собой и со своими потребностями был искажен. Страх быть отвергнутым мешает ему сказать «НЕТ», и поэтому его «ДА» не происходит с полной вовлеченностью. Он приложит большие усилия, но в конце концов найдет способ не оказать услугу или, по крайней мере, сделать ее неполной. Или, например,  во время полового акта непосредственно перед оргазмом женщина может спросить своего партнера: «Ты уверен, что выключил свет на кухне?»

     В этой статье я хочу исследовать идею того, как ЖИЗНЬ - поток, расширение, контакт - приняла значение СМЕРТИ, а СМЕРТЬ - блок, замораживание, уход - приняла значение ЖИЗНИ.

     Вильгельм Райх понял, что Зло в нашей культуре имеет тенденцию ассоциироваться с сексуальными и деструктивными импульсами.

     На этом этапе нашей эволюции, как вида, важной задачей является освобождение этой изолированной энергии и реинтеграция ее в нашу жизнь. Райх понимал этот процесс Зла и Эмоциональной Чумы, но столкнулся с Чумой в своей собственной жизни. Сегодня мы знаем, что постепенное растворение сопротивления является более эффективным, чем сражение с ним. В моем представлении этот процесс сопровождается определенной последовательностью шагов:

1    – Осознать парадокс: тот же паттерн, который в ранний период жизни означал выживание, сегодня «удушает нас».

2    – Признать усилия, приложенные для сохранения жизни.

3    – Ценить негативные силы, которые поддерживали эти усилия до настоящего момента.

4    – Зарядить энергией сложившуюся ранее систему паттернов, вместо попыток ее уничтожить.

5    – Интегрировать эту энергию и направить ее на конструктивные цели. Создавать новые конструктивные убеждения, ассоциированные с новыми целями.

     Зло – это результат искажения жизненной энергии, которая обратилась против самой себя. Зло стало ассоциироваться с дьяволом, с низшими частями, с тьмой. Исключенное из сознания, оно создало собственную территорию. Где? Возможно ли, чтобы исключение чего-то из сознания, было равносильно изгнанию этого из нас самих?  К сожалению, нет, мы не избавились таким образом от Зла. Мы смогли лишь поместить его подальше от осознанного восприятия. Куда? В собственное тело. Этой территорией Зла стала заблокированная и изолированная область ниже диафрагмы, в брюшной полости, в тазу, а также спине. Согласно Лоуэну, мы живем своей правдой, когда находимся в контакте с сексуальной энергией, которая располагается в тазу. Жители Востока учат, что центр ХАРА является средоточием жизненной силы тела и управляет сексуальным здоровьем.

     Итак, если таз - это вместилище зла, то в нем также находится источник жизни и удовольствия. Это «зло» необходимо освободить, мы должны спасти эту энергию и вложить в нее первоначальный смысл - жажду жизни.

     Теоретически это звучит хорошо, но исследовать эту территорию - последнее, что мы хотим делать, потому что мы боимся темноты, где проецируемые тени принимали форму монстров в детском воображении. Эти монстры преследуют нас, но они охраняют наши более уязвимые и менее развитые части.

      

     Дракон в нашем бессознательном

     Джозеф Кэмпбелл[2] в «Силе мифа» пишет, что мы привыкли думать, что Эго находится в центре. Это ошибка.  Образы зла, змея, соблазнившего Адама и Еву, Дракона, ассоциированы с тьмой и сексуальностью в иудео-христианской цивилизации.

     Святой Георгий, убивающий Дракона, - это постоянное действие в наших жизнях. Оно никогда не заканчивается. Оно представляет собой конфликт между сознанием и бессознательным. Джозеф Кэмпбелл говорит: «Психологически Дракон представляет собой привязанность к собственному маленькому Эго. Мы пленники собственной драконьей пещеры. Цель терапии - высвободить силы нашего центра» (Campbell, 1990, p. 150).

     Китайский Дракон иной: он олицетворяет жизнеспособность болот и появляется, хлопая себя по животу и угрожающе ревя, пишет Кэмпбелл. У Китайского Дракона есть восхитительное качество: он высвобождает щедроты из вод.

     Но Дракон для нас, в отличие от восточной культуры, обитает в застойном болоте, регионе, связанном с энергиями и установками, живущими в животе (мазохистическое болото, застой). Иногда Дракон прячется в пещере, откуда угрожающе рычит на тех, кто к нему приближается. Вы когда-нибудь видели таких людей? Когда у человека вот-вот появится чувство уязвимости, он преображается и становится угрожающим? Он показывает Дракона, чтобы не открывать скрытую мягкость сердца, хотя сердце, как принцесса, заточенная в пещере, жаждет свободы.

     «Терапия это о любви. Любовь - то, что лечит», говорит Джон Пьерракос. Принц сражается с Драконом, чтобы освободить принцессу. В старых историях Дракона следовало убить. В современных версиях Дракон удалится и больше не должен умирать. Его можно было бы сделать хранителем свободы, помощником принцессы, олицетворяющей сердце.

 

     Негативность становится Позитивом, когда Энергетизирована!

     Звучит просто, но это сильно меняет способ понимания и проведения психотерапии.

     Когда мы только родились, мы есть любовь. Вот почему младенцы и даже новорожденные животные так часто пробуждают любовные чувства, они открывают наши сердца. Мы вспоминаем время до того, как мы закрыли наши сердца. Со временем мы начинаем создавать защитный слой, он нам был нужен в детстве, но в настоящее время он стал нашей идентичностью. Этот слой создан нашими разочарованиями, которые превратились в гнев, страхами, ставшими сдержанностью и застенчивостью, брошенностью, обратившейся в печаль. Здесь мы храним зависть, высокомерие, презрение, иронию, горечь, жадность, деструктивную конкуренцию, эксгибиционизм и ненависть, которая является всего лишь замороженным гневом.

     Но если бы мы показали себя открыто со всеми этими чертами, мы бы никому не понравились и более того, что гораздо важнее, обнаружили бы себя очень уродливыми. Тогда мы создаем социально приемлемый доброжелательный, отзывчивый фасад  - образ сладости. Или маску крутого парня, который не может плакать, или серьезного человека, который все время работает.

     Сущность каждого человека всегда прекрасна. Она имеет вибрирующую силу, пульсирует в очень быстром ритме. Это качество - любовь. Джон Пьерракос, изучая фотографии Кирлиана, показывающие энергетические поля человека, обнаружил, что второй по силе эмоцией является ненависть. Как вы понимаете, первая - любовь.

     Когда мы хотим разобраться со своими отрицательными сторонами, в первую очередь мы должны признать и подтвердить красоту, которой мы все обладаем. Красоту души.

     Мы несем в своем бессознательном первобытный страх, что ненависть может превзойти любовь и разрушить все, как писала Мелани Кляйн. Прежде чем активировать силы негатива, нам нужно построить веру на основе добродетели, на восприятии любящего существа внутри нас.

     У нас есть два интересных вопроса, связанных с терапией:

     Как действуют эти два защитных слоя (социальный слой, или маска, и второй слой, слой негативности)? И в чем их функция?

     Первый вопрос: как? Создание хронических спазмов, купирующих нежелательные проявления. Придание нашим чувствам другого, более приемлемого направления. Например, человек жалобным голосом говорит, что «все идет не так, меня никто не узнает» и так далее. За этой социально приемлемой ролью жертвы в скрытой форме скрываются гнев, горечь, деструктивность, а также глубокий страх перед любовными чувствами, спрятанными глубоко внутри. Этот человек жесток по отношению к себе и другим, потому что он не позволяет себе удовольствия и крадет энергию удовольствия у других.

     Возникает второй вопрос: какова функция защитного слоя? Спазмы препятствуют потоку энергии, уменьшают интенсивность импульса. Тот же самый человек в возбужденном состоянии мог бы яростно проявлять свою ненависть. Он может быть взрывным или разрушительным, например, из-за своей язвительности. Как только он разряжает ненависть, он возвращается к своей роли жертвы. С этой позиции он рассчитывает получить сочувствие, заботу о себе, пока заставляет других пытаться решить его проблемы. Он никогда не добьется успеха, но жертва в конце победит, а все остальные будут чувствовать себя опустошенными. У нас возникает соблазн атаковать такое поведение, возможно, мы даже рассердимся на этого человека и попытаемся заставить его измениться. Опасаясь отказа, человек будет прилагать усилия, чтобы подчиниться, подавляя жалобы. Но сохраняя молчание, человек впадает в депрессию, потому что его выход в коммуникацию закрыт, он застревает. Его горло сжимается, чтобы не говорить, дыхание становится менее глубоким, чтобы восстановить энергетический баланс, так как теперь путь разрядки через жалобы заблокирован.

     Человек может даже взорваться, действовать неадекватно и, как следствие, чувствовать себя виноватым. Или же «взорваться» в виде симптома, более примитивном способе разрядки, чем жалобы. Все это часто происходило, когда с помощью характероанализа мы использовали только ресурс интерпретации или показа человеку, что он делал. 

     Что же мы можем делать теперь? Мы можем энергетизировать обе эти части – внешнюю, социальную часть, в целом покорную и «хорошую», а также внутреннюю часть, тайную, могущественную, торжествующую, ту часть, которая втайне наслаждается своим торжеством, которая тайно злорадствует и думает, что «меня никто не поймает», «ты не победишь меня», «ты не добьешься успеха, помогая мне».      

     Райх учил нас первоначальному пониманию парадокса, который формирует структуру характера, но лишь с Беном Шапиро в «Биоэнергетике» и потом с Джоном Пьерракосом, создателем Core Energetics, я смогла наконец найти удовлетворительный ответ, технику решения этого вопроса. Это делается без причинения вреда клиенту или его унижения, не вызывая сопротивления, которое часто может проявляться в виде соматических симптомов, если работа с характером была заблокирован интерпретацией.

     Осознанная работа и участие клиента очень важны.

     Энергия негативности - это сам толчок жизни. Всякий раз, когда он блокируется, замораживается или искажается, он обращается против самого себя, принимая какую-то дьявольскую форму.

     «Какими бы уродливыми ни были некоторые из этих проявлений, например, жестокость, злоба, высокомерие, презрение, эгоизм, безразличие, жадность, обман и многие другие, вы можете заставить себя осознать, что каждая из этих черт - это поток энергии, изначально хороший, красивый и жизнеутверждающий. Исследуя в этом направлении, вы поймете и ощутите, как, до какой степени это верно; как тот или иной враждебный импульс изначально является хорошей силой. ... Вы должны полностью признать, что способ проявления силы нежелателен, но поток энергии, вызывающий это проявление, желателен сам по себе. Потому что он создан самой жизнью. Он содержит сознание и творческую энергию, все возможности для проявления и выражения жизни, создания новых жизненных проявлений. Он содержит лучшее из жизни.” (Pathwork Lecture 184 In Thesenga, S., 1994, p. 250).

     Давайте проиллюстрируем сказанное историей Лауры. Ей около 30 лет, посещает группу. До этого у нее было значительное продвижение в терапии, она выросла как личность, у нее хорошая работа, неплохой доход, любящий партнер, который хочет на ней жениться. Но Лаура не верит в то, чего она достигла, и живет тревожно, желая убежать от всего, что происходит в ее нынешней жизни.

     На групповом занятии Лаура просит поработать с ее трудностями в принятии изменений в своей жизни, в том числе с перспективой выйти замуж за своего молодого человека, у которого вполне комфортная экономическая ситуации.

     Терапевт: Какая фраза выражает эту проблему?

     Лаура (первая фраза): «Если я получаю удовольствие от жизни, я умираю» (ошибочное детское убеждение).

     Терапевт просит Лауру заземлиться, чтобы придать энергии ногам и тазу, и повторить фразу с выражением силы, используя теннисную ракетку для мобилизации агрессивной энергии, заблокированной в ее спине.

     Затем терапевт предлагает вторую фразу: «Я не получу удовольствия» (обращение к собственной бессознательной негативности). Где терапевт обнаружил эту фразу? В первой, но теперь пациентка должна почувствовать ответственность за собственное существование.

     Пациентка должна оставаться заземленной и повторять фразу: «Я не получу удовольствие», мобилизуя агрессивную энергию в спине, используя ракетку. (Для этой женщины, которая нуждалась в укреплении спины, использовалась теннисная ракетка, но другим клиентам мы могли бы предложить другие терапевтические действия, такие как выжимание полотенца, упражнение на падение или удары ногами).

     Теперь терапевт предлагает ей наклониться к земле и интегрировать значение отрицательных фраз в нижнюю часть тела и сознание.

     При наклонах энергия опускается и течет по всему телу. До этого была мобилизована отрицательная энергия. Теперь мы можем перейти к фазе, в которой мы заряжаем энергией желаемый путь, конструктивно перенаправляя энергию.

     Терапевт предлагает третью фразу: «Я открываюсь удовольствию». Лаура рассказывает, что приходит ей в голову: «Я прыгаю в бездну удовольствия». Фраза Лауры выражает ее ощущение смерти, если она игнорирует ту часть, которая гласит: «Если я чувствую удовольствие, я умираю».

     Райх показал, как страх смерти появляется с тревогой удовольствия. Терапевт просит Лауру активизировать негативную фразу, повторяя ее сильным голосом и одновременно используя ракетку. Она должна заземляться и повторять: «Я прыгаю в бездну удовольствия», нанося удары ракеткой.

     Терапевт предлагает четвертую фразу: «Я говорю «да» удовольствию». После того, как вы овладеете негативными чувствами и выразите страх, эту новую фразу также можно активизировать с помощью теннисной ракетки. Энергия была канализирована через сознательное Эго и не перегружает его. Движение теперь становится плавным, красивым и грациозным, тело раскрывается и сияет.

     Для завершения упражнения, терапевт предлагает клиентке наклониться к земле, чтобы интегрировать эту энергию, теперь связанную с новым смыслом.

     Приятное движение расширения, наблюдаемое в теле Лауры, теперь связано с жизнеспособностью организма. В детстве она узнала, что выразительное движение означает смерть, потому что чувствовала угрозу, если оно выражало удовольствие. Итак, в сознании ребенка произошла перемена: то, что было жизнью, превратилось в смерть. Ребенок узнал, что сможет выжить, если ему удастся избежать удовольствия.

 

1

ЖИЗНЬ приобрела значение СМЕРТИ

(выделение фразы, выражающей

конфликт)

«Если я испытываю удовольствие, я умираю»

 

 

2.

СМЕРТЬ приобрела значение ЖИЗНИ

(негативное убеждение)

 

«Если я уничтожу удовольствие, я могу жить» 

4.        ЖИЗНЬ 

(введение новой установки)

Терапевт предлагает:

«Я открываюсь удовольствию»

 

Клиент все еще охвачен страхом:

«Я прыгаю в бездну удовольствия»

 

Терапевт предлагает:

«Я говорю «да» удовольствию»

 

3.                           СМЕРТЬ

(становится посредником)

 

«Я не получу удовольствия»

 

Энергия уходит вниз и протекает по телу. Она Она была заблокирована в голове,

Была связана со страхом и

поддерживаема там

отрицательным убеждением.


     Как стремление к жизни превращается в страх и разрушительность?

     Находясь в состоянии фрустрации, ребенок первым делом восстает и пытается выразить гнев. Чувствуя страх, Лаура должна была сдерживать это движение наружу. Она делает это, сокращая мышцы, задерживая дыхание и «удерживая внутри» агрессивное движение тянуться навстречу.

     Происходит изменение: энергия, затраченная на сохранение жизни, агрессивное движение (протягивание рук и протест) замораживается, превращается в противостояние, чтобы сохранить жизнь. Раньше это было стремление к жизни, агрессивное движение вовне, основа для наших движений по завоеванию того, что нам нужно. Агрессия - это движение вперед, это энергия, движущаяся вверх по нашей спине, потом наружу через глаза, рот, руки и ноги. Это то, что продвигает нас вперед по жизни.

       В этом ребенке то, что раньше было жизнью (выразить себя, быть тем, кто я есть), приобрело значение смерти. То, что раньше было смертью, приобрело значение жизни как выживания (держаться, сохранять себя, подчиняться). Одновременно происходит изменение смысла, которое сопровождает переход от экспрессивного движения к хроническому сжатию.  Движение обесточивается, энергия расходуется на поддержание блока. Мысль «если я выражу себя, меня бросят, и я умру» поддерживает эту динамику, а примитивный, детский страх поддерживает ее, повторяющуюся на протяжении всей жизни. Фрейд назвал это компульсивным (навязчивым) повторением, мы же называем это сопротивлением характера. Это компульсивное воссоздание детской раны.

     Нам нужно понять и раскрыть эту бессознательную динамику. Мы должны активизировать эти негативные и безмолвные мысли и чувства, дать им звучание, активизировать их выражение, приведя энергию в движение. Бесполезно молить Бога освободить нас от искушения; это то же самое, что пытаться изгнать, исключить мысли и чувства. Мы должны наполнить их энергией и включить.

     Если мы активируем, наполняем энергией эти негативные части, энергия размораживается и снова превращается в поток жизни. Тогда мы можем направить этот поток на создание новых образов, мыслей и чувств, более адекватных, благоприятных для жизни.

     Мысли и чувства обусловлены энергетическими факторами - зарядом, разрядкой, пульсацией, интенсивностью, заземлением, центрированием. Если энергия удерживается и трансформируется, она порождает искаженные мысли, чувства и действия. Это искажение видно и в теле. Например, грудные мышцы, участвующие в дыхании, также выполняют функцию достижения того, чего я хочу, и удержания от меня того, чего я не хочу (чтобы установить ограничения). Эта мышца также участвует в скручивании руки. При хроническом сжатии будут ограничены движения плеч и рук, а также дыхание.

     Резюме

     В этой статье я хотела предложить способ работы с анализом характера, используя сочетание телесной и вербальной работой, чтобы одновременно иметь дело  с мышечными блоками и блоками характера. Как выявить бессознательный смысл, содержащийся в энергетических блоках, выразить его в словах, наполнить энергией отрицающие жизнь фразы, заменить их жизнеутверждающими и вложить в них энергию? Блоки представляют собой НЕТ жизни и, следовательно, являются формой негативности.

     Ребенок рождается как энергия любви, но она не защищена. Сталкиваясь с враждебным окружением, вся эта любящая, положительная или даже агрессивная энергия (потребность ребенка в тепле и контакте, борьба за жизнь, плач, чтобы получить еду, и крик, когда его не принимают) замораживается, останавливается, искажается.

     Отрицательная энергия - это не что иное, как положительная энергия любви (контакта) и агрессии (прогресса, работы, знания), которая обратилась против самой себя. Это происходит в периоды развития ребенка и даже подростка, но и взрослые также создают блоки.

     Давайте рассмотрим, как работать с этой тонкой динамикой, избегая причинения новых травм клиенту:

  1. Установить контакт от любящего ядра терапевта к любящему ядру клиента. Клиент должен чувствовать себя признанным и понимать, что он хороший, «мόгущий» (способный) и ценный.
  2. Распознавать и активизировать форму и речь маски.
  3. Дать голос бессознательной негативности, которая, как правило, говорит противоположное тому, что говорит маска. Зарядить эту часть энергией. Взять на себя ответственность.
  4. После того, как негативность мобилизована и осознана, мы можем получить доступ к уязвимым чувствам раненого ребенка, или к нежным чувствам и любви из сердца, или же внутренней силе, исходящей от агрессивной энергии, направленной на жизнь. Когда ребенок рождается, он нуждается в поддержке, принятии, зеркальном отражении. Мы можем создать новое убеждение, которое займет место старого, и укрепить это новое убеждение. Например, веру в то, что поддержку, принятие и отзеркаливание можно найти в нашей нынешней жизни, хотя они не были обнаружены в детстве. Есть разные возможности для лечения. Поскольку клиент очень открыт, необходима терапевтическая среда, предлагающая поддержку и защиту.
  5. Путь к духовности ведет нас через любовное признание и интеграцию наших неприемлемых частей: жестокого, злого, агрессивного персонажа-жертвы. Мы должны включать, а не исключать эти части.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Campbell, Joseph. The Power of Myth, Sao Paulo, Palas Athena, 1990.Кэмпбел, Джосеф. СилаМифа, Sao Paulo, Palas Athena, 1990.

Райх, Вильгельм. Характероанализ. Sao Paulo. Summus, 1995.

Pierrakos, John. Core Energetics. Sao Paulo, Pensamento, 1987.

Shapiro, Bennett. Giving the Devil his Due. Manual of the Pacific Northwest   Bioenergetic Conference, Whistler, Canada, 1989.

Thesenga, Susan. The Undefended Self.  PathworkPress, 1994.

Эта статья была написана после окончания пятилетнего тренинга по Энергии ядра у Джона Пьерракоса, завершившегося в октябре 1998 г. в городе Бразилиа, Бразилия.

Справка:

Одила Вейганд, 1943 г.р., доктор клинической психологии, международный тренер IIBA, также обучает в области Семейной Терапии, NLP, Time Line Therapy, Эриксоновского Гипноза.

Ведет частную практику в Сан-Паоло и преподает Биоэнергетический Анализ в Сан Паоло, Americana and Cachoeiro de Itapemirim. Обучает в программе  Ядерная Энергия (Энергетика Ядра, Core Energetics?) в Бразилии, DF.

Автор книги:

* Odila Weigand, born 1943, PhD Clinical Psychology, International Trainer IIBA, also trained in Family Therapy, NLP, Time Line Therapy, Ericksonian Hypnosis. Works in private practice in São Paulo and teaches Bioenergetic Analysis in Sao Paulo, Americana and Cachoeiro de Itapemirim. Teaches in the Core Energetics Program in Brasilia, DF.

Author of the book :

GROUNDING E AUTONOMIA. A Análise Bioenergética revisitada. Sao Paulo, Ed. Person, 1996.

 

Перевод Елены Бишко

 

Odila Weigand

Rua Arapiraca 7 – V. Madalena – Zip 05443-020

São Paulo, SP – Brazil

Telfax: 55-11-3813 2261 (office)

e-mail: odilawei@ig.com.br


[1] Джон Пьерракос и Александр Лоуэн, ученики и пациенты Райха, разработали собственное направление телесно-ориентированной психотерапии, известное как биоэнергетика. Пьерракос назвал свой подход «Core Energetics», а Лоуэн Биоэнергетический Анализ. В русскоязычных статьях о работах  Пьерракоса встречаются различные переводы названия его подхода, например, Энергетика Центра, Энергетика Сердцевины, Стержневая Энергетика. Нам ближе название Энергетика Ядра, потому что, на наш взгляд, оно больше подходит к описанию сущности подхода. Однако далее в тексте статьи во избежание путаницы перевода мы будем использовать авторское название подхода - Core Energetics (прим. переводчика).
[2] Джо́зеф Джон Кэ́мпбелл (англ. Joseph John Campbell;) — американский исследователь мифологии, наиболее известный благодаря своим трудам по сравнительной мифологии и религиоведению (прим. переводчика).