Аффект, привязанность и сонастройка

 Размышления, навеянные диалогом с трехтомной работой Аллана Шора[1]

Обзор и обсуждение Дэвида Боаделлы

Перевод Светланы Гусаровой 

          Вступление: значение биоэнергетического метаболизма в контексте телесно-ориентированной психотерапии: предпосылки значимости работы Аллана Шора.

 фото Светланы Гусаровой

          В последние годы в телесно-ориентированной психотерапии наметилась тенденция к расколу между подходами, которые подчеркивают важность тела, энергий тела и эмоциональной динамики, с одной стороны, и подходами, которые большее значение придают психодинамике, отношениям и переносу, с другой.

В работе Вильгельма Райха такого раскола не существовало. Понимание Райхом биоэнергетического метаболизма развивалось наряду с его взглядами на психодинамику формирования характера. В 1950 году Джон Боулби опубликовал исследование о материнской заботе, проведенное для Всемирной Организации Здравоохранения. В том же году Вильгельм Райх начал двухлетнее исследование отношений между младенцем и матерью, в котором он подчеркивал жизненно важную роль энергетического контакта в развитии ребенка. Райх подчеркивал важность «саморегуляции» младенца в контексте теплых, эмпатических и контактных отношений сначала с матерью, а затем и с отцом. Те же самые принципы контакта Райх выделял и в терапевтических отношениях, в которых он учил идеям вегетативной идентификации, и где фокус терапевтической работы был направлен на углубление естественных функций контакта клиента, живости и выразительности его языка.

          После смерти Райха в 1957 году произошел ряд важных событий, которые поддержали, подтвердили и расширили эти фундаментальные идеи: возникло несколько независимых научных течений, в каждом из которых использовались собственные методы и исследовательские принципы, но все эти направления сходились в общем представлении о человеке, его теле, разуме и мире. Наиболее значимыми для терапии были следующие исследовательские направления:

1) Клеточная биоэнергетика: основные исследователи - лауреат Нобелевской премии Альберт Сент-Дьердьи[2] (Albert Szent-Györgyi) и его коллега Джеймс Ошман[3]. Их исследования значительно обогатили наше понимание основополагающего энергетического метаболизма в теле. Результаты этих исследований были расширены до уровня понимания функционирования целостного организма работами Хесса (Hess), Геллхорна (Gellhorn) и других авторов в области эрготропных и трофотропных действий автономной (вегетативной) нервной системы; энергетической работы автономной (вегетативной) нервной системы; исследованиями Роберта Адера (Robert Ader) и его коллег в психо-нейро-иммунологии, а также исследованиями  Кэндис Перт (Candace Pert) о молекулах эмоций (нейропептидах).

2) Функциональная неврология: модель трех блоков функционирования мозга Александра Лурии стала одним из основополагающих принципов для Биосинтеза и была недавно снова подтверждена современными нейронауками. Сложная структура мозга, который состоит из десяти миллиардов нейронов с десятью тысячами синапсов каждый, показывает функциональную простоту, основанную на эмбриологическом развитии. Лурия подчеркивал, что в мозге существуют три функциональные системы, которые поддерживаются самыми разными отделами мозга. Первична функция, а структура вторична. Анри Лабори (Henri Laborit) во Франции разработал другую трехуровневую биосистемную модель мозга, которая также оказала сильное влияние на Биосинтез. Работа Антонио Дамасио, ведущего нейроученого, показала, насколько тесно мозг связан с телом. Современная нейронаука окончательно возвращает нас к телу.

3) Теория привязанности: которую развивал Джон Боулби и его коллеги в Англии с 1960 года. Это было развитие психоанализа, где основное внимание уделялось этологическому пониманию поведенческой биологии и детальному изучению паттернов бондинга между матерью и ребенком. Эти паттерны, с точки зрения Биосинтеза, имеют отношение к различным стадиям и фазам развития эмпатии и ее нарушений.

4) Теория сонастройки: ее можно рассматривать как развитие теории привязанности. Ключевые концепции разрабатывали Даниэл Стерн (Daniel Stern) в Англии и Мартин Дорнз (Martin Dornes) в Германии. Акцент делается на похожем на танец взаимодействии между матерью и ребенком в ранние невербальные периоды развития селф, которые формируют соматическую основу вербального селф, развивающегося на третьем году жизни. В биосинтезе мы работаем с моделью диалога, вторжения и депривации. Под диалогом понимают поток контакта через прикосновение, контакт глаз, тон голоса и эмпатический резонанс: эти формы контакта являются аспектами хорошей сонастройки. Вторжение и депривацию, которые в модели Стерна соответствуют чрезмерной и недостаточной стимуляции, можно назвать противоположными формами нарушения отношений.

5) Динамическая теория систем: этот междисциплинарный подход развившийся из работ Берталанффи (Bertalanffy), связан с несколькими ключевыми направлениями: теорией хаоса, изучающей недетерминированные изменения; теорией катастроф, связанной с исследованием внезапных чрезмерных преувеличений нормальных паттернов поведения. Теория хаоса применяется для объяснения поведения людей с шизофренией и нарушений сердечного ритма, и это лишь два примера. Теория катастроф связана с пониманием травматического шока, с гипо- и гипервозбуждением.  Динамическая теория систем, особенно в работах Эстер Телен (Esther Thelen) и Линды Смит (Linda Smith), использовалась для понимания связей между поведением, когнитивной сферой и двигательным развитием, темами, которые можно назвать центральными в Биосинтезе. Телен и Смит опирались на многие источники. Для понимания процессов моторики, которые являются основополагающими для концепции моторных полей в Биосинтезе, авторы опирались, в частности, на работу Курта Левина о мотивационных силах в жизненном пространстве; а также на исследование Николая Бернштейна о силовых полях намеренного движения. Все эти источники подчеркивают зависимость обучения от опыта всей жизни и от пластичности мозга.

          После смерти Райха появились две масштабные интегрирующие работы, которые поддержали и подтвердили концептуальные положения телесно-ориентированной психотерапии в целом и Биосинтеза в частности. Обе эти работы включают в себя и основываются на многих ключевых исследованиях, имеющих фундаментальное значение для терапевтической работы. Во-первых, я имею ввиду интегративную психосоматику Туре фон Икскюля (Thure von Uexkull), которая рассматривается отдельно; во-вторых, трехтомное исследование аффекта, регуляции и селф Аллана Шора, описанное ниже.

          Принципы регуляции

          Аллан Шор - клинический психодинамический терапевт и исследователь, работающий в отделении психиатрии и поведенческих наук Калифорнийского Университета в Медицинском Колледже Лос-Анджелеса. Центральное понятие, лежащее в основе всех трех томов его работы (1465 страниц), - это понятие регуляции. Оно известно в кибернетике, физиологии, теории информации, неврологии, психодинамике и психологии развития. На самом деле это более фундаментальная характеристика Вселенной, поскольку процессы регуляции также изучаются в геологии и космологии. Регуляция связана с паттернами организации и поддержанием упорядоченных отношений между частями и целым, что позволяет системам изменяться и развиваться, не разрушаясь. Этому вопросу уделялось пристальное внимание в работах Вильгельма Райха, а также великого французского нейрофизиолога Анри Лабори.

          Шор изучает  регуляцию в следующих пяти основных областях, имеющих значение для понимания человеческого здоровья, невроза и болезни, лечения или терапии: тело, мозг, мышление и личность, включая формирование селф, био-психо-социальные поля, в которых происходит развитие, и терапевтические процессы, направленные на устранение нарушений селф. Я попробую дать обзор некоторых основных понятий, которые представляет Шор, в каждой из этих пяти областей. Моя задача не из легких, поскольку его итоговая работа основывается на теоретическом исследовании, включающем в себя около 6000 ссылок из широкого спектра наук. Я попытаюсь изложить своими словами мои размышления и понимание его основных выводов.

 

  1. 1.              Тело и жизненные энергии

 

          В своей работе Шор подчеркивает, что жизненный процесс зависит от потребления, циркуляции и выхода энергии, это является основополагающим для телесно-ориентированной психотерапии. Энергетические процессы клеточного и тканевого метаболизма протекают в аэробных и анаэробных процессах. В аэробных процессах дыхание является основой жизненного процесса. Энергия автономной нервной системы, которая играет центральную роль в регуляции всех систем органов тела, задействована в двух основных функциональных системах. Симпатическая нервная система – это система, возбуждающая энергию, которая характеризуется как эрготропная: активирует, возбуждает и повышает уровень энергии. Парасимпатическая нервная система, с другой стороны, является энергосберегающей, ее называют трофотропной: поддерживает снижение возбуждения, торможение, отдых и низкий уровень активации. Обычно окружающая среда требует, чтобы была активна то одна из этих двух систем, то другая. Организм чередует ритмы повышенной и пониженной энергоотдачи. Каждая система дает отдых другой. В чрезвычайных условиях острого стресса, травмы или хронически дисфункциональных отношений нормальный регуляторный баланс между эрготропной и трофотропной системами нарушается. Существуют три основных формы дисбаланса:

1)             чрезвычайная гиперактивация;

2)             чрезвычайная гипо-активация;

3)             двойная вегетативная активация, при которой парадоксальным образом сосуществуют чрезвычайная гипер- и гипо-активация. Этот третий вариант дисбаланса в эмоциональной системе человека изучали главным образом Эрнст Геллхорн (Ernst Gellhorn) и Джером Лисс (Jerom Liss), и он является основой био-системного понимания травмы. Шор поэтически описывает его как состояние, эквивалентное вождению автомобиля на полной скорости и с включенными тормозами.

          Эти три формы грубого дисбаланса представляют кризисы организма. В терминах теории катастроф это катастрофические скачкИ. На языке Ивана Павлова, в работе Фрэнка Лэйка и в Биосинтезе, который основан на этой теории, мы говорим о транс-маргинальных колебаниях. Шор приводит пример маниакально-депрессивных состояний. В Биосинтезе, вслед за Лэйком, мы рассматриваем шизо-истерические качели как один из примеров чрезвычайного дисбаланса в развитии характера. Эти три формы дисбаланса представляют собой формы дисрегуляции, в результате которых могут возникнуть кризисы организма, и для того, чтобы вернуть его к нормальной регуляции, может потребоваться медицинская, психотерапевтическая, психиатрическая помощь, либо другие виды энергетического или духовного исцеления. Тело находится в постоянном контакте с координирующими центрами мозга. Шор подчеркивает, что существует «двунаправленная» взаимосвязь между телом и мозгом, между органами, тканями и клетками. В психо-нейро-иммунологии, на которую в некоторых местах ссылается Шор, хорошо известно, что состояния психических расстройств и  отдаление от человека от своего сознания, отрицание своих жизненных ценностей (духовное отчуждение), могут передаваться через мозг и тело прямо до иммунной системы на уровень отдельных молекул. Мы имеем дело с фундаментальными системными путями восходящих и нисходящих причинно-следственных связей.

Шор благосклонно относится к ранним идеям Фрейда об энергии: психоаналитики стремились дистанцироваться от этой темы, однако современная нейронаука заново открывает для себя мудрость ранних прозрений Фрейда относительно либидо, аффектов и влечений. Шор подтверждает эти идеи, которые также поддерживаются последней работой Солмса (Solms) и Нерсесяна (Nersessian).

          Нет необходимости говорить о том, что переоценка идей Фрейда относительно энергии ведет к безусловному принятию энергетической теории Райха, которая была логическим продолжением и развитием первой теории инстинкта Фрейда.

          Другие аспекты телесного осознавания будут кратко описаны в разделе 3, посвященном восприятию. 

 

  1. 2.              Динамики мозга

 

Аллан Шор предлагает чрезвычайно глубокое и сложное понимание системы несметного количества связей между мириадами нейронов мозга с точки зрения электрофизиологии, биохимии, и молекулярного строения. Такое обилие информации возвращает меня, не занимающегося неврологией человека, к функциональным принципам, которые позволят овладеть лежащими за ними принципами динамики, не заблудившись в Амазонских джунглях мозга. По моему мнению, чрезвычайно детализированную неврологию Шора можно лучше всего понять, опираясь два центральных понятия неврологии: о троичной структуре мозга и его трехкомпонентном строении.

          Более ста лет назад Пьер Жане во Франции и основатель британской неврологии Хьюлингс Джексон (Hughlings Jackson) представили концепцию иерархической организации мозга, в которой, как ключ к пониманию мозга, подчеркивались три уровня организации и контроля, а не локализация. Оба автора оказали влияние на теоретические взгляды Анри Эя (Henri Ey) во Франции, чей органо-динамический подход был одним из предшественников функциональной неврологии Анри Лабори, оказавшей ключевое влияние на Биосинтез. Опираясь на работы своих предшественников, Лабори выделяет следующие три уровня в мозге, связанные с конкретными аспектами функционирования:

Нижняя часть головного мозга(ствол мозга)

Связан с более автоматическим, инстинктивным поведением и вегетативной адаптацией в настоящем времени.

Средний мозг (старая кора головного мозга)

Связан с эмоциональной и процедурной памятью, обусловлен прошлым.

Верхний мозг (неокортекс)

Связан с рефлексией, планированием, воображением, повествовательной (вербальной) памятью.

          Концепция триединой структуры мозга была связана как с индивидуальным развитием ребенка (особенно это подчеркивал Жане), так и с эволюционным развитием животных согласно Хьюлингсу Джексону. Этот последний аспект популяризировал Пол МакЛин, который различал новый мозг приматов (неокортекс), лежащий под ним мозг палеомлекопитающих (археокортекс) и мозг рептилий (ствол мозга, состоящий из среднего и заднего отделов). Такая иерархическая структура мозга появляется на ранней стадии развития эмбриона. Шор использует это иерархическое понимание, чтобы постоянно указывать на двунаправленный поток информации, проходящий из неокортекса через старую кору в ствол мозга и обратно. Он подразумевает, что чем ближе процессы к коре, тем более они осознаны, и чем глубже, ближе к стволу мозга - тем более они бессознательны. Разница между более осознанным и менее осознанным признается как различие между двумя видами обучения и двумя видами памяти: имплицитной и эксплицитной, каждая из которых обрабатывается различными уровнями или отделами иерархической структуры мозга. Существуют прямые связи между концепцией триединого мозга, как предполагает Шор, и «психической эмбриологией» Фрейда. Фрейд, находясь под сильным влиянием Хьюлингса Джексона, использовал этот термин для обозначения триады суперэго, эго и ид. Особым усовершенствованием в неокортексе является разделение мозга на левое и правое полушария. Левое полушарие мозга больше специализировано для так называемого «холодного познания» и лингвистических процессов, развивается позже, чем правое полушарие, которое больше специализировано для так называемого «горячего познания», эмоциональной обработки  инстинктивных энергий, а также их социальной регуляции. Шор подробно описывает орбито-фронтальную кору, которая расположена в передней части лба, чуть выше глазниц, и которая (хотя она находится в обоих полушариях) доминирует в правом полушарии.

          Поскольку центры ствола мозга отвечают в большей степени за инстинктивное поведение и могут прийти в состояние хаотического функционирования, если баланс будет нарушен травмой или тяжелым стрессом, для восстановления утраченного баланса, необходимо снова задействовать регуляторные функции орбито-фронтальной коры. В телесно-ориентированной психотерапии еще поколение назад этот принцип не был понят: поощрялись эмоциональная разрядка и отказ от контроля с целью помочь освободить людей от того, что подавлено и того, что Вильгельм Райх называл «панцирем». В 1971 году Стэнли Келеман и я независимо друг от друга способствовали существенному сдвигу в парадигме телесной психотерапии, подчеркнув, что люди, пережившие травму и люди с пограничной организацией могут быть фрагментированы чрезмерным акцентом на катарсис, и указали на необходимость дополнительного осознанного «контейнирования». В свете всесторонних исследований Аллана Шора такая смена парадигмы полностью подтверждается: катарсис или, другими словами, чрезвычайно сильное выражение эмоций, некоторых людей приводит к фрагментации, отражая слишком сильный для них эрготропный процесс (гиперактивация), тогда как контейнирование будет представлять собой эмоциональную саморегуляцию в ситуации поддерживающих взаимоотношений (ребенка с родителем или пациента с терапевтом).

          Лабори отмечает, когда работа высших регуляторных центров приостановлена, происходит регрессия к более ранним, примитивным уровням функционирования. Фрейд говорил о сдвиге от вторичного процесса к первичному. В терапевтической работе на одном уровне мы стремимся остановить сверхконтроль, который отвечает за «подавление действия» (Лабори), и освободить место для возвращения более спонтанных паттернов пульсации, регулируемых низшими центрами мозга. На другом уровне мы стремимся помочь нашим клиентам реорганизовать более высокие уровни регуляции и символизации, которые согласуются с более примитивными проявлениями и не противоречат им. Английский психодинамический терапевт Майкл Балинт, предложил различать злокачественную и доброкачественную регрессию. Злокачественная регрессия – это катастрофическое и ретравмирующее падение в черную дыру ранних болезненных чувств, ощущений и симптомов. Она чаще всего разрушает контакт человека с самим собой и с другими, поэтому она антитерапевтична и может рассматриваться как форма бессознательного отреагирования. Это антитерапевтично. С другой стороны, доброкачественная регрессия – это регрессия на службе у прогресса. Артур Кёстлер (Arthur Koestler) назвал такую регрессию «отступи, чтобы лучше прыгнуть». В этом случае происходит ослабление дисфункционального сверхконтроля, творческая дезорганизация, которая является прелюдией к творческой реорганизации.

          Вторая модель мозга, которая помогла мне разобраться в сложности нейронных процессов, это трехкомпонентная модель Александра Лурии, русского невролога, состоявшего в переписке с Фрейдом, и на теоретические взгляды которого также повлиял Джексон.

          Эта модель стала неотъемлемой частью теории Биосинтеза с 1975 году. Лурия различает три функциональные системы мозга, которые соответствуют трехстороннему делению организма на эктодерму, мезодерму и эндодерму. Модель Лурии – не иерархическая, поскольку она проходит через все иерархические уровни, описанные выше. Лурия описал три параллельные функциональные системы, все три из которых были взаимосвязаны: во-первых, сенсорная система, приносящая информацию из внешнего мира, во-вторых, энергетическая система (возбуждение-торможение), которая была связана с эмоциональностью и основным метаболизмом, и, в-третьих, двигательная система, связанная с намеренностью и действием по отношению к внешнему миру.

          Аллан Шор хорошо знаком с работами Лурии. Лурия был не только неврологом, но и нейропсихологом, и его работы были заново открыты нейропсихоанализом, особенно в исследованиях Марка и Карен Солмс (Mark and Karen Solms), несколько лет назад. Шора особенно интересует сенсорная система мозга и эмоционально-энергетическая система (которая включает лимбическую систему, ответственную за аффективные взаимодействия). Третьей системе, моторной, уделяется меньше внимания, хотя в нескольких местах Шор указывает на влияние эмоционального баланса или дисбаланса на нашу кинестетическую осознанность и проприоцептивные реакции. Этот аспект получил особое развитие в Биосинтезе в нашей концепции моторных полей и является основным в системно-динамическом подходе к движению, развиваемом вышеупомянутыми Эстер Телен и Линдой Смит.

          Исследования Шора напоминают нам, что лимбическая система обладает тем, что он называет «двойным контуром». Другими словами, есть два пути - восходящие и нисходящие каналы связи внутри лимбической системы: один из которых эрготропный (повышающий уровень энергии), а другой – тропотрофный     (энергосберегающий). Каждый из них включает в себя различные нейронные каналы и нейротрансмиттеры. 

 

  1. 3.              Поток сенсорной информации и восприятие

 

                    Восприятие – это психический процесс, изучаемый психологами: оно является частью огромного и быстро растущего поля изучения сознания. Восприятие обычно зависит от ощущений, поступающих человеку из окружающей среды или изнутри тела. Много десятилетий назад британский невролог Чарльз Шеррингтон (Charles Sherrington) разделил сенсорные ощущения на три класса: во-первых, интероцепция, сигналы внутри тела (например, биение сердца, ритм дыхания, перистальтика); во-вторых, проприоцепция, сигналы от мышечного тонуса во время движения и от положения тела в пространстве (позы); и в-третьих,  экстероцепция, сигналы из внешнего мира через пять органов чувств.

Отец немецкой неврологии Вернике более века назад ввел концепцию о трех функциональных системах психики, которая тесно связана со взглядами Шеррингтона. Вернике говорил об «ауто-психике», которая обрабатывает внутреннюю информацию организма; «сомато-психике», обрабатывающей двигательную информацию, которая является основой для схемы тела; и «алло-психике», обрабатывающей информацию, поступающую из внешнего мира.

          Русско-американский физиолог Пол Яковлев (Paul Yakovlev, Павел Яковлев), чьи теории были основополагающими для раннего Биосинтеза, описывал три типа движения, которые он назвал: эндокинез, мезокинез и телекинез. Здесь есть тесная связь с концепциями Шеррингтона и Вернике. Они показывают соответствие трем терапевтическим модальностям Биосинтеза - центрированию, заземлению и видению.

          Аллан Шор отмечает, что тело взаимодействует с мозгом и формирует сознание посредством этих трех различных первичных путей. Интероцептивные сигналы удовольствия или боли, энергетического возбуждения или спада, паттерны расслабленного дыхания или дыхания в состоянии стресса, ускорение или замедление сердечного ритма и многие другие сигналы от внутренних органов передаются в мозг и могут создавать паттерны переживания благополучия или беспокойства, связанные с соответствующими «первичными эмоциями», такими как радость, гнев, страх, горе или пассивность, смирение и депрессия.

          Во-вторых, мышечный тонус тела передается наверх по проприоцептивным путям. Это формирует основу схемы тела, которую особенно подробно изучали Хэд (Head), Шильдер (Shilder) и Тимерсма (Tiemersma). Шор приводит примеры полной незаземленности тела диссоциированного клиента, который чувствовал, что провалился в черную дыру. Его дисбалансированные кинестетические ощущения передавались в мозг и могли подпитывать его состояние тревоги при отсутствии границ.

          В-третьих, экстероцептивные сигналы проходят через пять органов чувств. В Биосинтезе мы описываем их как базовые контактные каналы развития и нашей терапевтической работы. Аллан Шор предполагает, что они развиваются последовательно в течение первых месяцев жизни. Порядок, приведенный ниже, я полагаю, - это последовательность, в которой определенное ощущение является более доминирующим. Это не означает, что другие органы чувств не важны или не активны в определенный период. Шор начинает свою последовательность с рождения, хотя существуют важные доказательства наличия пренатального сенсорного опыта. В некоторых разделах своей работы Шор полностью открыт к представлениям о позитивной и негативной обусловленности во внутриутробном периоде.

1) Запах и вкус. Доминируют в ранний период после рождения, в грудничковом возрасте.

Шор указывает на особо сильную связь между обонянием и лимбическим мозгом. Он также показывает, что когда младенец сосет грудь более активно, это может усиливать чувствительность других центров.

2) Прикосновение. Телесно-ориентированная психотерапия всегда подчеркивала важность прикосновения в раннем развитии, также как в терапевтическом «восстановлении личности», как это называет Шор, всякий раз, когда клиент в состоянии принять это, и соблюдается обычная этика прикосновения. Классическая работа о важности прикосновения для развития принадлежит Эшли Монтагу (Ashley Montagu). Шор цитирует исследование, которое показывает, что развитие мозга стимулируется соответствующими прикосновениями в младенчестве. Кроме того, хорошие прикосновения укрепляют иммунную систему. В исследовании детенышей крыс, прикосновение крысы-мамы известно, как «успокаивающее» и, если этому препятствовать, то в критический период, это может привести к нарушению развития метаболических систем, в результате чего детеныш крысы погибнет. Шор упоминает известную работу Харлоу (Harlow), в которой детеныши обезьян были лишены кожного контакта со своими матерями и им предложили матерчатых матерей, в результате чего развитие детенышей замедлилось. Зародыш развивается в теле матери. Шор отмечает, что после рождения он стремится максимальному кожному контакту и контакту тела с телом, что является основным источником обучения доверия миру и напитыванию от него.

3) Зрение. Аллан Шор чрезвычайно красноречиво рассказывает о функции зрения, зрительного контакта и пристального взгляда, и более того, о всей области контакта «лицом к лицу». Он указывает на то, что существует специфический процесс активизации зрительно-лимбической системы и что на нейрохимию мозга оказывает глубокое влияние качество контакта глаз. Теплый взгляд побуждает и выражает любовь. Страх на лице матери может привести к диссоциации у ребенка. Холодная ярость, как известно, может привести к замиранию. Пустое отсутствующее выражение лица может привести к депрессии и уходу из контакта. В главах, посвященных пристальному взгляду, Шор убедительно показывает, что энергетические процессы являются не только внутриличностными, но также и межличностными. Он отлично понимает, что во взаимодействиях лицом к лицу мы видим пример того, что он назвал «синхронизированными биоэнергетическими передачами», или резонансами. Такие резонансы являются основой хорошей сонастройки в раннем детстве, а нарушения резонансов – основой личностных нарушений.

4) Слух. Младенец в утробе матери может слышать звуки, и важность этого для развития особенно тщательно изучалась Томатисом (Tomatis). Шор обращает внимание на то, что звук доминирует в более поздний период постнатального развития. Звук родительского голоса может быть приветливым или отталкивающим, резонирующим или резким, и выступать в качестве носителя любых эмоций, которые испытывает человек. Тон голоса – одна из паралингвистических характеристик языка, и его воздействие на нас иногда соответствует вербальному посланию, но иногда является прямо противоположным.

 

          Все сигналы, поступающие от органов чувств, описанные выше, - это невербальные послания, которые воздействуют на тело и мозг. Такие невербальные сигналы особенно сильно отражаются в орбито-фронтальной зоне коры. Сообщения из слов в период формирования "вербального я" (по Дэниелу Стерну) обрабатываются на предмет их содержания преимущественно в левом полушарии мозга (в отличие от эмоционального контекста).

Шор отмечает, что если ребенок испытывает шок или травму, а правое полушарие не в состоянии регулировать этот опыт, у него может развиться «алекситимия»: потеря способности выражать словами свои чувства и эмоции. Как если бы левое полушарие могло говорить, а правое - онемело.

 

  1. 4.              Бондинг, привязанность и сонастройка

 

          Британский психотерапевт Дональд Винникотт в шестидесятых годах прошлого века опубликовал важную работу под названием «Процесс созревания и благоприятная окружающая среда». Он подчеркивает, что созревание проходит хорошо или плохо в зависимости от того, насколько биосоциальная среда является поддерживающей или противодействующей. В Биосинтезе мы говорим о «формативном процессе и организующем поле», и рассматриваем это в более широком контексте.

          Основополагающий посыл Аллана Шора, проходящий через все его труды, заключается в том, что тело, мозг и личность, селф, развиваются в результате взаимодействия процессов организма (генетических, соматических, неврологических) и качества заботы, которую получает младенец.

Одним из наиболее важных направлений работы Аллана Шора является изучение взаимосвязи между генетическими или врожденными процессами в мозге, когда нейроны заранее запрограммированы на выполнение определенных функций, и социальным воспитанием мозга посредством «обучения, зависящего от опыта», полученного в контакте с окружающей средой. Пессимистически настроенные исследователи мозга часто утверждают, что травма вызывает в нем необратимые изменения. Шор поддерживает идею о том, что дисфункциональная среда может отражаться на дисфункции мозга, но он видит противоположную истину, которую жизненно важно понять терапевтам: новое обучение может привести к новому развитию мозга.

          В частности, Шор приводит доказательства того, что контакт лицом к лицу и зрительный контакт, поддерживающий рост, напрямую влияет на зрительно-лимбические пути, по которым передается новая информация генам внутри нейронов. “Похоже глаза посылают сигналы генам”.

В результате депривации или чрезмерного стресса во время «критических периодов» развития может произойти гибель синапсов. Но может происходить синаптогенез и химический биосинтез внутри нейронов, приводящие к тому, что в просторечии называют возникновением нервных связей внутри мозга. Хорошее воспитание поддерживает развитие тела, мозга и личности ребенка, но Шор также приводит доказательства того, что поток контакта от ребенка к матери может стимулировать рост новых нейронных связей у матери.

          Описанные выше каналы контакта, через различные сенсорно-перцептивные пути являются первой средой, которую обнаруживает ребенок. Шор прослеживает развитие ребенка по классическим исследованиям М.Малер, посвященным стадиям развития: аутистическая фаза, симбиотическая фаза, фаза практики и фаза воссоединения (сближения). Он также связывает свои наблюдения с описанными Даниэлем Стерном появляющимся селф, ядерным, а также интерсубъектным и вербальным селф. Похоже, что существуют параллели между психодинамическим описанием Стерна и независимым неврологическим описанием Антонио Дамасио: прото-селф, ядерное селф и расширенное, или автобиографическое селф. Как я полагаю, три уровня, описанные Дамасио, связаны с уровнями триединого мозга, описанными ранее Лабори. Шор подробно объясняет, что как центр эмоциональной регуляции орбитально-фронтальная кора начинает развиваться только возрасте около одного года, а созревает примерно к 18 месяцам. Регуляция эмоциональной жизни младенца до этого возраста зависит от регуляции со стороны матери, которая помогает ребенку справляться с переживаниями появляющегося и ядерного селф, пока социальное научение интерсубъектного селф не начнет стабилизироваться.

          Шор показывает, что у регулирующих функций матери есть два аспекта: витализация и успокоение. Витализация связана с вознаграждением за возбуждение, поддержкой эрготропных энергий и особенно стимулируется игрой и исследованием, а также стимулированием витальных аффектов. Успокоение поддерживает трофотропные процессы. Это можно наблюдать, например, у матери, которая может оставаться спокойной, а также может утешить плачущего ребенка, контейнировать его гнев и унять его тревогу.

          Межличностная регуляция матери или другого заботящегося взрослого, осуществляющего уход, может постепенно интернализироваться растущим ребенком посредством процесса самоуспокоения, который связан со способностью к внутриличностной саморегуляции через сдерживающую функцию созревающего правого полушария мозга.

          Шор находится под сильным влиянием и глубоко ценит этолого-психодинамические работы Джона Боулби, англичанина, чья теория привязанности стала одной из лучших основ для понимания человеческих взаимоотношений. Боулби описывал, как ребенок строит «внутреннюю рабочую модель» достаточно хорошего родителя, и в дальнейшем это помогает ему преодолеть потрясения. Эта внутренняя рабочая модель была независимо описана Даниэлом Стерном как «репрезантации генерализованных взаимодействий»  (RIG). В «Селф психологии» Хайнца Кохута, на которого оказал большое влияние Винникотт, «внутренняя рабочая модель» соответствует внутренней памяти и образу значимого другого. Он называет значимого другого «селф-объектом». Шор подробно описывает, что орбито-фронтальная кора – это та область головного мозга, которая связана с развитием внутренней рабочей модели. Созревающая орбито-фронтальная кора связана с эмпатией, совестью и этикой. Шор связывает это, в частности, с надеждой, желаниями, мечтами, сновидениями и образами.

          Шор подчеркивает важность танца сонастройки, осуществляемого достаточно хорошим родителем, который должен одновременно распознавать, отзеркаливать, усиливать и поддерживать воодушевление ребенка. В ходе исследовательских разработок в поздний период практики он подчеркивает необходимость уравновешивающего регулирования путем воздействия на тропотрофную сторону ребенка. Шор рассматривает это с точки зрения развития здорового стыда. Если я правильно понимаю, Шор использует слово «стыд» в позитивном смысле, имея в виду все способы, которыми родитель сигнализирует ребенку: «успокойся, не веди себя так со мной, так себя вести нельзя» и т.д.  Иначе говоря, это социальные сигналы от другого о том, что ему дискомфортно от ваших проявлений. Стыд – это палка о двух концах, поскольку можно даже доброжелательно стыдить ребенка за его естественные импульсы, как правило проявление сексуальности. Бесстыдство как свойство характера, тем не менее можно рассматривать как патологическую черту. Шор не сомневается в том, что недоброжелательное, или патологическое стыжение это неправильная сонастройка, которая создает серьезные нарушения характера. На мой взгляд, мы обычно сталкиваемся с этим в мазохистических паттернах и при склоннности к депрессии.

          Если раннее развитие нарушено тем, что Шор называет «травмой отношений», или, другими словами, травмой хронически дезадаптивных отношений, травмой небезопасной привязанности (Боулби) и серьезной дезадаптацией сонастройки (Стерн), у ребенка развиваются паттерны общей «дисрегуляции» (Шор). Нарушения возникают во всем: в теле, энергетическом метаболизме, мозге, психике, личности, социальном обучении, эмпатии, селф.

          Во второй части второго тома Шор рассматривает некоторые ранние паттерны нарушений. Он предполагает, что небезопасная избегающая привязанность может привести к замкнутости в форме своего рода аутистического нарциссизма. Мы бы назвали это шизоидными чертами личности. Шор проводит различие между некоторыми пограничными пациентами с устойчивой небезопасной привязанностью и анти-социальными психопатами (социопатическими личностями). Первые сталкиваются с высоким уровнем возбуждения, неконтролируемой яростью и склонностью к фрагментации, в то время как вторые - с холодной ненавистью, возникшей в результате сильной депривации и пренебрежения, связанных с низким уровнем возбуждения. Он также описывает личностные аспекты третьей формы дисфункциональной привязанности - дезорганизованной, согласно теории привязанности. Он рассматривает страх как доминирующий фактор для этой формы привязанности и предполагает, что страх матери является первичной энергетической основой для диссоциации у ребенка. Травматический страх оказывает особенно сильное диссоциирующее и дезорганизующее воздействие.

          Шор подробно обсуждает социальный нарциссизм, который, по его мнению, развивается в период поздней практики, когда эгоцентричное и неэмпатичное поведение не регулировалось и родители относились к ребенку как принцу или принцессе, где отсутствовало уравновешивающее трофотропное влияние посредством того, что называется регулирующей функцией  непатологического стыжения.

          Характерологические идеи Шора, базирующиеся на энергетических основаниях социо-нейропсихологии личности на ключевых стадиях развития и «критических периодов», достойна восхищения и наводит на размышления, однако не может остаться последним словом. В будущем они могут привести к серьезному пересмотру психодинамических моделей характера, но я чувствую, что здесь необходимо проводить еще больше исследований.

 

5. Корректирующие эмоциональные переживания и восстановление селф: бондинг и резонанс в терапии

 

          Франц Александер ввел термин «корректирующий эмоциональный опыт» для обозначения фундаментального процесса изменения, который лежит в основе направлений психотерапии, опирающихся на межличностные отношения, такие как: интерсубъективная психодинамика и многие формы гуманистической психотерапии. После того, как пациент пережил травму отношений (опыт депривации или вторгающегося поведения, который нарушил его эмоциональное развитие), его главная потребность испытать непатологические исцеляющие   отношения. Поэтому важнее не то, что терапевт делает (интервенции) и не то, что он говорит (интерпретации), а то, как он относится к пациенту. Речь идет о формировании новой терапевтической привязанности (известной как «терапевтический альянс»), и установление невербальной эмпатии. Эмпатия описана в Биосинтезе, в работах Стенли Келемана и Шора как форма соматического резонанса, которая передается терапевтом через зрительный контакт, выражение лица и тон голоса. Для терапевта, работающего с прикосновением, очевидно, что это также передается через качества прикосновения (в Биосинтезе – элементы прикосновения).

          Вильгельм Райх использовал термин «вегетативная идентификация» для обозначения процесса, который Шор называет «диалогами лимбических систем». Джейкоб Стэттман (Jacob Stattman) называл это «органическим переносом». Слово «перенос» означает то, что передается между двумя людьми в биперсональном поле терапевта и пациента. Это двухсторонний процесс. В психоанализе этот процесс изучался в качестве паттернов «переноса» (от пациента на терапевта) и «контрпереноса» (от терапевта на пациента). Говоря словами Шора, это двунаправленный процесс, включающий в себя паттерны взаимного влияния.

          Мелани Кляйн ввела термин «проективная идентификация» для обозначения тонкого процесса бессознательного влияния, в котором один из партнеров проецирует свои внутренние чувства и установки на другого партнера, который затем идентифицируется с ними и интроецирует их. Кляйн сосредоточилась в основном на негативных аспектах проективной идентификации: как пациент может вызвать у терапевта гнев, тревогу, депрессию и т.д. Британский психодинамический терапевт Уилфред Бион говорил о важности способности терапевта становиться «контейнером» негативных чувств пациента, тем самым обеспечивая зеркальное отражение того, как справиться с такими чувствами. По мере того, как терапевт научается контейнировать, «переваривать» негативные чувства, вызванные в нем пациентом, у пациента появляется возможность для нового эмоционального обучения (корректирующего эмоционального опыта). Он учится больше не воспринимать реакции другого человека на себя как наказание и угрозу. Аллан Шор посвящает проективной идентификации целую главу третьего тома своей психо-нейро-биологической модели и заходит гораздо дальше Мелани Кляйн, подчеркивая важность переноса позитивных «адаптивных» переживаний доверия, тепла, радости, облегчения и сопереживания. Шор описывает позитивную проективную идентификацию как форму «психобиологической связи», и соотносит ее с концепцией «потенциального пространства», описанной Дональдом Винникоттом в его опыте игровой терапии с детьми.

          Во время терапевтических взаимоотношений процесс эмпатического резонанса будет включать периоды неправильной сонастройки, точно так же, как и здоровое развитие ребенка в поддерживающей среде «достаточно хороших» матери или отца. Ошибки терапевта можно назвать «эмпатические неудачи». Осознавая свои вегетативные и лимбические автоматические реакции и учась управлять ими, терапевт может «соучаствовать в интерактивном восстановлении» этих неудачных сонастроек, и таким образом способствовать созданию более глубоких и прочных уровней доверия. В этом смысле наиболее важным аспектом роли терапевта является способность отслеживать, контролировать и регулировать свои собственные бессознательные реакции на тот материал, который приносит пациент на терапию. В Биосинтезе мы работаем с понятием «двойного присутствия», предложенным Сильвией Боаделла, когда терапевт может позволить своему сознанию свободно передвигаться вперед и назад по всем контактным каналам между селф и другим человеком. Этот процесс описывается Шором как «бинокулярное зрение», когда один глаз обращен к пациенту, а другой – на селф терапевта. В Биосинтезе мы понимаем, что именно по этой причине терапевты прибегают к супервизии, чтобы получить помощь в осознавании своих скрытых, неявных и еще не осознанных негативных паттернов контрпереноса. Эти паттерны являются проекциями собственных не метаболизированных эмоциональных реакций терапевта или интроектами не ассимилированных эмоциональных реакций пациента.

          У пациента развились паттерны дисфункциональной привязанности в несинхронизованных отношениях, характеризующихся, в терминах Биосинтеза, искаженным, или депривированным отзеркаливанием. В терапевтической работе мы стремимся использовать то, что мы называем приглашающим, рефлексивным отзеркаливанием, что можно назвать формами резонанса или синхронии. Исследования Шора показывают, как в терапевтических отношениях человеческий контакт между двумя людьми в их общем поле должен приводить к новым формам синхронии, взаимному пониманию и восстановлению сонастройки. С неврологической точки зрения происходит то, что Шор называет «перепрошивкой» нервной системы. Это означает, что в головном мозге возникают новые условия химического биосинтеза и синаптогенезиса.

          В нашем терапевтическом подходе Биосинтез мы знаем, что меняется не только мозг, но и тело: мышечный тонус из гипер- или гипотонуса приходит в состояние «эутонии» (хорошо сбалансированного тонуса). Гипер- и гипо-активация в тканях и органах сменяются саморегулирующейся пульсацией, восстанавливаются здоровые энергетические ритмы сомато-эмоционального заряда, естественная ритмическая смена эрготропных и трофотропных паттернов возбуждения.

 

  1. 6.              Выводы

 

          Шор завершает свой третий том списком «принципов психотерапевтического лечения», основанных на его исследованиях, которые я сформулировал в таблице ниже. Это моя собственная попытка показать основные отличия терапевтического подхода Алана Шора от других, более классических подходов. В левой части таблицы -  принципы традиционных психоаналитических интервенций. В правой части – принципы психодинамического и гуманистического направлений, основанные на понимании психо-биологии зрелой привязанности, сонастройки и регуляции аффектов.

 

В основе конфликт

Основанные на дефиците: способствующие новому развитию

Доминирует левое полушарие

Доминирует правое полушарие

 

 

Осознавание ментального содержания

Осознавание эмоциональных процессов

Клиническое понимание (когнитивное, рациональное)

Сонастройка и эмпатия (эмоциональное)

На переднем плане перенос пациента

На переднем плане контрперенос терапевта

Клиническая отстраненность терапевта

Человеческая привязанность и сонастройка терапевта

Анализ бессознательного сопротивления

Восприимчивость к примитивным аффектам

Фокус на вербальном понимании

Фокус на висцеральных соматических процессах

Понимание характера и истории

Понимание ритмов и энергетического возбуждения

Стыд терапевта блокирует пациента

Доверие способствует раскрытию селф вопреки стыду

Вербальная интерпретация переноса

Контейнирование аффекта в рамках переноса

Защита как часть сопротивления

Защита как стремление избежать  ретравматизации

Эксплицитная память вербального селф

Имплицитная память довербального селф

Анализ повторяющихся компульсий

Устранение последствий повторяющихся нарушений доверия

Фокус на внутриличностных проблемах

Фокус на интерактивном восстановлении нарушений

Фокус на толерантности пациента к аффекту

Фокус на толерантности терапевта к аффекту

Акцент на истории и языке

Акцент на процессе и языке тела

Исчерпывающего и окончательного понимания добиваются слишком рано

Понимание со временем становится  исчерпывающим и окончательным

Пациент готов к символизации

Пациент созревает от досимволического к символическому

Акцент на патологии и заболевании

Акцент на самоорганизующемся потенциале здоровья

Фокус на изменении через инсайт

Фокус на интер- и интраперсональной регуляции

Понимание паттернов характера как формы защиты селф

Реорганизация внутренних рабочих моделей как способов восстановления селф

 

          В этом обзоре предпринята нелегкая попытка обобщить впечатляющие свидетельства, содержащиеся в трехтомной работе Аллана Шора (по отношению к его основным источникам, которые во многих случаях являются также и основой развития Биосинтеза). Его тексты плотно насыщены информацией, и шесть тысяч цитируемых источников отсылают к широкому кругу различных научных дисциплин. Надеюсь, что я не слишком упростил настолько обширный и глубокий материал.

          В заключение я предлагаю следующую схему взаимосвязей между тем, на чем делает акцент Аллан Шор, и нашей собственной точки зрения в рамках Биосинтеза. Читая приведенную ниже схему слева направо, мы рассматриваем процессы межличностной регуляции или дисрегуляции. Читая схему сверху вниз, мы рассматриваем фокусы внутриличностной регуляции или дисрегуляции.

 

ТЕРАПИЯ

Поле взаимодействия двоих

Новые состояния резонанса и сонастройки

 

Энергия ----- Тело ----- Мозг ----- Разум ----- Селф

Биофизический -- Соматический -- Нейро -- Психический -- Пневмо[4]

 

СЕМЬЯ

Ранние привязанности

Ранние паттерны бондинга

 

          Мы можем определить четыре основные группы дисциплин, которые находятся в тесном взаимодействии в течение последних десятилетий прошлого столетия, и которые продолжают вносить свой вклад в интегрированное представление о теле человека (био-), его разуме (психо-), окружающей человека среде (социо-) и его душе (феномено-, пневмо-).

 

  1. Биологические науки (физиология, эмбриология, неврология, классическая медицина, энергетическая медицина)
  2. Психологические науки (психодинамика, поведенческая психология, когнитивные науки)
  3. Социально-образовательные науки (психология развития, психотерапия, семейные системы)
  4. Феноменологические науки (исследования сознания, трансперсональная психология)

 

          С точки зрения системного взгляда, эти четыре области: био-психо-социально-духовное взаимодействуют, взаимосвязаны и пересекаются друг с другом.

Когда эти четыре области принимаются во внимание в психотерапевтической работе с человеком, у нас появляется возможность вести био-психо-социо-духовную терапию.

 

1)             Биологические исследования

Психология –Сент-Дьердьи (Stent Gyorgi[5]), Ошманн, Кэннон, Геллхорн, Селье

Эмбриология – Хартманн, Блэкшмидт (Blechschmidt)

Неврология – Хьюлингс Джексон, Хэд

Нейро-биология

Нейро-химия

Нейропсихология – Hutherr, Рот (Roth)

Нейро-психоанализ – Лурия, Солмс, Нерсесян (Nersessian)

 

2)             Психологические исследования

Психодинамика – Винникотт, Кохут

Поведенческая психология – Телен

Когнитивная психология – Пиаже, Граве (Grawe)

Психология развития – Боулби, Эйнсворт, Малер, Стерн, Дорнс  

 

Литература

 

Ader, Robert Psychoneuroimmunology Academic Press, London, 1981

Alexander, Franz Psychosomatic Medicine, Norton, New York,1950

Balint, Michael The Basic Fault, Tavistock Press, London ,1968

Bernstein, Nicholas The Coordination and Regulation of Movements,

Pergamon Press, Oxford, 1967

Bertalanffy, Ludwig General Systems Theory, Braziller, New York, 1968

Boadella, David Lifestreams, Routledge, London, 1987

Boadella, David "Between coma and convulsion" in Energy & Character, Vol 6,1975

Bowlby, John Attachment and Loss,Vols I - 3, Hogarth Press, London,1969-1981

Dornes, Martin Der kompetente Saugling, Fischer Verlagfrankfurt, 1992

Damasio, Antonio The Feeling of What Happens, Harcourt Brace &Co, New York &London 1999

Ey, Henri Etudes Psychiatriques, Desclee de Brouwer, Paris,1952

Gellhorn, Ernst Principles of Autonomic-Somatic Integration, University of Minneapolis Press,I 967

Head, Henry Studies in Neurology, Oxford University Press, London, 1930

Hess, Wilhelm Diencephalon,autonomic and extra-pyramidal functions,

Grune & Stratton,Orlando, 1954

Jackson, Hughlings Selected Writings, Hodder and Stoughton, London, 1931

Janet, Pierre Les Nevroses, Flammarion ed., Paris, 1909

Keleman, Stanley Your Body Speaks its Mind, Centre Press, Berkeley, 1975

Klein, Melanie Envy and Gratitude, Tavistock Press, London,1957

Kohut, Heinz The Restoration of the Self, New York Int. Univ. Press, 1977

Laborit, Henri L'lnhibition de I'Action, Paris, Masson, 1980

Lake, Frank Clinical Theology, Darton, Longman and Todd, London, 1966 +

Lewin, Kurt A Dynamic Theory of Personality, McGraw Hill, New York, 1935

Liss, Jerome Free to Feel, Wildwood House,London, 1974

Luria, Aleksander The Working Brain, Basic Books, New York, 1973

Mahler, Margaret et alii The Psychological Birth of the Human Infant,

Basic Books,New York, 1975

Mclean, Paul psychosomatic disease and the visceral brainn in Psychosomatic

Medecine 11, 1949.

Montague, Ashley Touching, Columbia Univ Press, New York, 1971

Oschmann, James Energy Medicine, London, 2002

Pavlov, Ivan Lectures on Conditioned Reflexes, New York Int.Univ Press, 1928

Reich, Wilhelm The Function of the Orgasm, Orgone Institute Press,New York, 1942

Schilder, Paul The Image and Appearance of the Human Body, New York Int. Univ.Press, 1935

Schore, Allan Affect Regulation and the Origin of the Self, Lawrence Erlbaum, New Jersey, I 994

Schore, Allan Affect Dysregulation and Disorders of the Self, Norton & Co., New York & London, 2003

Schore, Allan Affect Regulation and the Repair of the Self, Norton & Co., New York & London, 2003

Sherrington, Charles The Integrative Action of the Nervous System, Yale Univ. Press, New i-laven, 1906

Solms, Mark, and Nersessian, Ernest "Freud's theory of affect" in Neuropsychoanalysis 1, 1999

Solms, Mark and Solms, Karen Clinical Studies in Neuropsychoanalysis, Karnat Books, New York and London, 2000

Specht Boadella, Silvia "Therapeutic presence". Speech at the 2 International Congress of Biosynthesis, Salvador, Brazil, 2000

Stattman, Jacob The Creative Trance, privately published, 1976

Stern, Daniel The Interpersonal World of the Infant, Basic Books, New York, 1985

Szent-Gyorgi,Albert Bioenergetics, Acadamic Press,New York, 1957

Thelen, Esther, & Smith,Linda A Dynamic Systems Approah to the Development of Cognition and Action, MIT Press, London, 1994

Thom, Rene Semiophysics, Addison Wesley, California, l990.

Tiemersma, Douwe Body Schema and Body Image, Swets & Zeitlinger, Amsterdam, 1989

Von Uexkiill, Thure et alii, Subjektive Anatomie, Schattauer, Stuttgart & New York, 1994

Wernicke, Carl. Grundriss der Psychiatrie in klinischen Vorlesungen, Thieme, Leipzig, l906

Winnicott, Donald The Maturational Process and the Facilitating Environment, New York, Int. Univ. Press,1965

Yakovlev, Paul "Mobility, behavior and the brain" in Journal of Nervous and Mental Diseases, Vol 107, April 1948

 

 

Перевод С. Гусаровой  



[1] Allan Schore. Affect regulation and the origin of the self, 1994 New Yersey Lawrence Erlbau.

Affect dysregulation and disorders of the self, 2003, New York & London: Norton & Co.

Affect regulation and the repair of the self, 2003, New York & London: Norton & Co.

[2] Американский биохимик венгерского происхождения.  Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1937 году. https://en.wikipedia.org/wiki/Albert_Szent-Gy%C3%B6rgyi (прим.перев.)

[3] Американский биолог, биофизик, исследователь альтернативной медицины («Энергетическая медицина»). (прим.перев.)

[4] Pneuma (пневма) ( πνεῦμα ) —древнегреческое слово, означающее «дыхание», а в религиозном контексте — «дух» или «душа».  В классической философии его отличают от психики, которая первоначально означала «дыхание жизни», но регулярно переводится как «дух» или чаще всего «душа». 

https://en.wikipedia.org/wiki/Pneuma (прим.перев.).

 

[5] Вероятно речь идет об Albert Szent-Györgyi, упомянутом в статье выше (прим.перев.).