Половой контакт и сексуальные комплексы[*]

Дэвид Боаделла

    половой контакт - фото Василисы Степанвой для статьи

Три зародышевых листка эмбриона взаимосвязаны с тремя потоками энергии, которые протекают в теле вверх и вниз.

     Эндодермальный поток энергии состоит из импульсов, которые движутся вниз по пищеварительному тракту и приводятся в движение дыхательным аппаратом. В обратном направлении (встречная пульсация) этот поток энергии порождает рвотные импульсы. Базовые ритмы сосания и дыхания контролируются глубинными слоями нервной системы (ядрами ствола мозга). Перистальтические движения являются настолько первичными и изначальными, что приходят в движение без нервных сигналов, путём спонтанных мышечных сокращений.

     Мезодермальный поток энергии состоит из моторных импульсов, которые движутся в теле вверх и вниз, как показал Лоуэн (1), преимущественно по задней поверхности тела. Пояснично-крестцовая зона, с её сильными мускулами и большим числом ганглиев, является одним из основных источников силы. Во время агрессивных движений нижней части тела, таких как наступание, движения таза и т.д. импульсы из этого центра в нижней части спины движутся вниз, в ноги. При агрессивных движениях в верхней части туловища импульсы из этого центра идут в руки и к мышцам челюсти.

     Эктодермальный поток связан потоком, которое по Лоуэну движется по передней части туловища вверх и вниз. Этот поток связывает гениталии с процессами восприятия в голове. Две самые чувствительные зоны – это глаза и гениталии. Глаз развивается из церебральной эктодермы, сетчатка глаза морфологически является частью мозга; гениталии и эрогенные зоны – это самые чувствительные области относящейся к коже, эктодермы.

     На обоих концах тела, в родничковой и в паховой области, эти три потока объединяются. Особенно сильно мы переживаем их объединение и единое функционирование в процессе рождения и в сексуальном оргазме.

     Во время родов стенки материнской утробы массируют ребёнка, одновременно он проталкивает себя ногами и головой вперёд, вниз по родовому каналу; он получает по пуповине соответствующие гормональные «послания». Всё это объединяется в едином процессе: ребенок идет головой вперёд вниз и наружу, из материнского лона – в мир.

     Во время оргазма эротический телесный (кожный) контакт, спонтанные ритмы дыхания и кровотока вместе с непроизвольными движениями оргастического рефлекса сильно фокусируют энергию в области паха (промежности). В генитальном слиянии энергетический импульс проходит вдоль телесной оси, через гениталии, затем выходит из нас наружу и приводит к объединению с партнёром.

     Сексуальность позволяет взрослому человеку познать целостность/полноценность/организмическую глубину, непосредствено сравнимую с чувством единения/наполненности/телесного благополучия, которое он пережил когда-то в утробе матери.

     Травмы напряжённого и конфликтного рождения разъединяют организм и нарушают телесные ритмы на всех уровнях, эмоциональную координацию и душевное благополучие. Если ребёнок приобретает дальнейший травмирующий опыт на пути своего сексуального развития, он получает, благодаря такому раннему опыту, ложный фундамент для своих последующих взрослых сексуальных чувств. Если мать его отвергала, и у него есть из-за этого страх отделения (конфликт соединения-разъединения), у взрослого в дальнейшем будут трудности с тем, чтобы вступить с кем-нибудь в сексуальные отношения, либо он будет действовать безлично, слепо следуя промискуитету (как защите от личностного участия), либо он будет уходить в мир фантазии (сексуальность идет только в голову). Речь идёт здесь о шизо-истерическом конфликте во время кризиса идентичности. Если возникают проблемы с пищеварительным каналом и чувствами по поводу того, как следует наполнять и опорожнять его, это приводит к путанице в темах питание/сексуальность и секреция/экскреция. Здесь роль играют разные уровни сексуальной перверсии (энергия будет направлена по другому каналу или на другую органическую функцию).

     Кроме того, у взрослого могут возникнуть проблемы с его агрессивностью, поскольку он научился получать всё, что хотел, с силой и применением кулаков. Это приводит нас к проблеме власти и развития садистических или сверхпассивных реакций в сексе.

     Френсис Мотт (Francis Mott)(2) полагает, что чувство, появившееся в материнской утробе, отражается всеми системами органов. Это верно особенно, когда аффект ограничивался и накапливался вследствие тяжёлых родов, плохого кормления или жестокого приучения к горшку. Слова Мотта имеют смысл, учитывая невротическую подоплёку культуры.

     Каждый генитальный ритм пробуждает воспоминания о ритмической, пережитой в утробе матери любовной жизни (у некоторых людей они расплывчаты, у других очень отчётливы). Плод и сам ощущает себя в ритмическом коитальном отношении с материнским животом. Чувство этого ритмичного коитального движения никогда не теряется. Существует прямая связь между чувствами, которые возникают при сокращении внутренних органов и чувствами, идущими от материнской утробы и родового канала. Движения плода в матери продолжаются во время родов в контакте с ритмами материнского тела. Эти родовые ритмы переносятся уже на дыхание младенца и затем на перистальтику внутреннего тракта. Отсюда они распространяются на ритмы уро-генитальной системы и проявляют себя генитально. Здесь возникает постоянная путаница, поскольку генитальный ритм и генитальный образ не отделены подобающим образом от ранних форм, с которыми, как мы только что видели, они взаимосвязаны. Анальная и оральная сексуальность встречается гораздо чаще, чем обычно считают. Каждый для себя должен различать коитальный ритм и внутренние ритмы (2).

     Для того чтобы понять, как сексуальность можем быть блокирована, мы должны обсудить природный оргазм. В соответствии с теорией Райха (3) оргазм подобен океаническим волнам. Возбуждение выстраивается и затем спускается грациозно. Райх делал различие между произвольными движениями во время коитуса и рефлекторными, непроизвольными движениями всей мускулатуры тела, как и между поверхностным кожным ощущением удовольствия и глубинным удовлетворением, которое пронизывает также и внутренние ткани. Эти два качественно различных чувства и две формы движения зависят друг от дурга.

     Александер Лоуэн говорит:

     «Во время второй фазы полового акта удовольствие от контакта уступает место удовольствию от движения ..., т. е. речь идёт о смещении удовольствия от перцепции к удовольствию, которое происходит от кинестетических ощущений. Смена происходит постепенно и зависит от ритма тазовых движений» (4).

     Поверхностные ощущения удовольствия могут быть легко произведены путём поглаживания кожи и нежного контакта с эрогенными зонами и т.д. Они относятся к естественным контактным функциям организма, когда двое людей, привлекательных друг для друга, начинают заниматься любовью. Они относятся к части аккумуляции напряжения райхианской формулы оргазма: напряжение-аккумуляция – разрядка-расслабление. В любовном сексуальном контакте движения во время прелюдии (начала) спонтанны и идут от сердца.

     Здесь могут возникать разные нарушения:

  1. 1.    Неподобающее начало

     Контакт является неудовлетворительным, если партнёры слишком торопятся перейти к фазе разрядки до того, как накопится естественное возбуждение. В ходе угнетения культурой сексуальности отвергаются именно тонкие способы стимуляции, и тем самым ограничивается интенсивность и глубина сексуального опыта.

  1. 2.    Слишком сложное начало

     В сексуально освобождённых культурах большое значение придаётся техникам возбуждения и тому, как партнёр мог бы быть действительно удовлетворён. Это может привести к технологизации половой жизни, таким образом, взаимность удовольствия уменьшится, хотя и будут вызваны сильные телесные ощущения. Если кто-то концентрируется только на том, как с помощью «эффективной» техники удовлетворить партнёра, спонтанный поток между партнёрами утрачивается, если вообще шанс был развиться. Сексуальная сверхактивность во время прелюдии – это отчаянная попытка возбудить чувства, которые возникают не из естественной взаимной сексуальной игры или привлекательности. Возбуждение замещается разжиганием чувств, что не имеет ничего общего с переживанием волны, которая, по Райху, поднимается благодаря спокойному возбуждению.

     В фазе разрядки здорового оргазма происходит качественное изменение ощущений удовольствия. Вместо того, чтобы концентрироваться на поверхности кожи и половых органах, эти ощущения погружаются внутрь, во внутренние ткани тела. У индивида половые органы относятся к периферии тела, а сердце и системы внутренних органов к центру. В ходе естественного процесса сексуального возбуждения внутреннее возбуждение движется наружу, к поверхности и фокусируется на гениталиях. Но, как только организмы сексуально сливаются, соединённые гениталии превращаются в новый, более высокий центр энергетической зарядки. С наступлением фазы непроизвольных движений оргазма поток возвращается. Оба партнёра высвобождают энергию, но ни в коем случае не друг в друга, она течёт от центра слияния обоих партнёров обратно, в тело каждого индивида и далее в глубинные внутренние ткани, откуда возбуждение может начаться ещё раз.

     Существует два необходимых предварительных условия:

     а) Обоих партнёров действительно связывает любовь, и они в состоянии, ещё в фазе сближения, открыть свои чувства.

     б) Их тела представляют собой открытые каналы, по которым созданная энергия и возбуждение могут свободно проходить. Для этого они должны оставить свой интеллектуальный контроль и быть готовыми отдаться непроизвольным движениям оргазма.

     Произвольные сексуальные действия могут технически легко привести к кульминации, но у них нет силы для глубокого внутреннего удовлетворения, которое даёт чувство телесного расширения и радости. Энергетизирующие и подпитывающие эффекты хорошего оргазма вытягивают тело в направленной вверх волне, которая приводит к помутнению сознания и не совместима в сексе с холодной головой. Этот поднимающийся поток приносит чувство укоренённой, заземлённой духовности.

     Сознательный контроль может достичь этого обновления-перезарядки, которое открывает нам глаза и освежает все наши чувства только тогда, когда оставит все попытки регулировать сексуальный поток во время оргазма, так как моторные центры оргастического движения не имеют отношения к мозговым двигательным путям и находятся в крестцово-поясничном отделе, в нижней части спины. Фельденкрайз (5), который наряду с Райхом дал одно из самых точных описаний двигательного потока во время естественного оргастического рефлекса, говорит об этом:

     «В сексуальном, как и в любом другом акте, есть сенсорный, двигательный и эмоциональный компонент. Иногда, из практических соображений, один из них может игнорироваться, но только не в случае сексуального акта. Он остаётся неполным и не достигает биологической цели, если один из компонентов, даже частично, остаётся неполноценным … Если половой акт не закончился чувством глубокой благодарности, то рефлекторная разрядка напряжения моторных импульсов была не подобающей … При рефлекторной разрядке амплитуда вибрации доходит до высшей точки в спине и уменьшается, идя вверх по позвоночнику, чтобы рассеяться у основания черепа.

     Последнее движение притягивает мужчину и женщину ещё раз друг к другу. И так они остаются на некоторое время, до того, как снова разделятся. У людей без эмоциональных нарушений, у которых акт проходит так, как описано выше, за сильным непроизвольным дыханием, завершающим рефлекторную фазу, следует чувство глубокой нежности и благодарности. Все мышцы тела, особенно лица, расслабляются и излучают легкость и здоровье … Это очевидно возможно только у людей, которые нравятся друг другу, понимают друг друга, и у которых обычно гармоничные отношения» (5).

     Что касается вегетативных реакций, которые сопровождают оргазм и приводят к ощущению потока во всех тканях, то от наслаждения происходит ещё и сокращения гладкой мускулатуры систем внутренних органов. Если по каким-то причинам этот непроизвольный поток невозможен, возникают определенные последствия:

  • Разрядка остаётся узко-локализованной (“ein Zwicken in den Lenden”[†]), ограничивается только гениталиями и наружной мускулатурой без участия всего тела.
  • Поверхностное наслаждение от предварительной игры растворяется во время оргазма, не замещаясь более глубоким «жаром» внутренних тканей. После этого остаётся чувство пустоты или опустошённости (“Omne animal post coito tristum est”[‡]).
  • Остаётся ощущение, что что-то упущено, и оно приводит к ложному следствию – применению ещё более сильной «техники» для подготовительной игры («Как я могу получить от секса ещё больше удовольствия?»). Неудовлетворённость может склонить человека к более интенсивной стимуляции.
  • Сладострастные фантазии наполняют голову картинами воображаемого (нереального) сексуального удовлетворения, которое вызывается очень легко включением, так называемого, «секса в голове», с его произвольными механизмами контроля. Достижение реального удовлетворения становится ещё более трудным.

     Я выделяю три особых уровня сексуальных проблем или сексуальных комплексов (впервые я изложил эти взгляды на конференции по сексуальным проблемам и консультированию на кафедре социологии Саутгемптонского университета в июне 1974 года).

 

     1. Уровень выполнения

     Опасение звучит: «Справлюсь ли я?». Речь идёт о притязаниях. Важно уверить партнёра в том, могу ли я реагировать, как дóлжно вести себя «мужчине» или «женщине», а также стоит вопрос об импотенции и фригидности. Играют роль вопросы достижения, больше, чем удовольствия, страх «отказа» всегда близко. Секс воспринимается скорее как делание и поведение, чем взаимная отдача и получение. Как только возникает потребность чего-то достичь или продемонстрировать, преобладающей вскоре становится озабоченность как справиться с этим. Чувства тепла и любви замещаются боязливыми представлениями, а когда дело доходит до высшей точки, то её «наступление» превращается в разновидность «делания». Партнёр достиг своей цели, но ценой эмоционального отсутствия.

     Часто этот уровень проблем показывает, что он/она потерял/а свой контакт с внутренней потребностью в удовольствии и избегает того, чтобы заниматься более глубокими проблемами.

     2. Проблемы вины

     Речь идет о вопросе: «Это хорошо, это нормально?» Чувство, что определённые виды удовольствия или активности были табуированы, может приводить к сильной вине. Здесь мы касается темы так называемых «перверсий». В эту категорию попадает любая форма сексуальности, которая не подходит к «норме». Встречаются три «типа» людей:

а) Люди, которые пытаются жестко исключить определённые формы сексуального выражения либо из-за чувства вины, либо из-за того, что это кажется неестественным. Этим они блокируют, естественно, большую часть общего процесса удовольствия. К этой группе относятся также все те, кто из страха каким-либо образом унизиться, загоняют сексуальные контакты в определённые рамки (они пытаются, например, всё время миссионерствовать из страха, что кто-нибудь подумает, будто они пассивны; или они избегают оральную любовь из страха, что подумают, будто они инфантильны и т.д.).

б) Люди, которые пытаются ригидно исключать все формы сексуальности, кроме одной особой, за которую они стереотипным образом цепляются. Дело тут не в том, что они не получают удовольствия в их специфический форме, а в том, что их совершенно особое условие сексуального удовлетворения приводит к проблеме поиска соответствующего партнёра. Для этих людей их сексуальная склонность является не освобождением, а тюрьмой.

в) Люди, которые имеют «перевернутую» мораль и совершенно сознательно ищут отклоняющиеся формы сексуального самовыражения, но исходят при этом не из реальных чувств, а скорее, напротив, из их недостатка. Это позволяет им жить без каких-либо чувств, ради вкуса телесных удовольствий (бесстыдно) или без личной ответственности (невинно): «Что плохого в насилии, если это доставляет мне удовольствие». Потребность в сексуальных экспериментах, в расширении границ и обращении других к этой новой «норме» является важнейшей частью современной псевдосексуальной революции, которую мы проходим, как реакцию на уходящую эру сексуального угнетения. Ловушки этого культурного обновления уже описаны детально George Frankl (6), David Holbrook (7) и мною в двух статьях этого журнала (8, 9).

     Люди склонны к сильным предубеждениям в области сексуальных склонностей моралистического характера (нездоровое, извращённое, незрелое) или перевернутой морали («Ты даже не представляешь, что ты упускаешь», «Как-нибудь попробуй это», «Это намного лучше таким способом»). В конечном счёте, самое ясное направление даёт нам простая биологическая реальность: чтобы сексуальная связь давала глубокое удовольствие, должны быть задействованы рефлекторные двигательные каналы, а сознательное руководство разума оставлено в сторону. При подлинном различении речь идёт не о «нормальной» и «ненормальной» или «моральной» и «аморальной» сексуальности, а о различии между поверхностным и глубоким удовольствием и между произвольным, от головы запущенным процессом, и непроизвольным процессом организмической включённости, отдачи.

     Самый глубокий уровень сексуальных проблем лежит не в области выполнения или вины, а в области идентичности.

     3. Проблемы личностной идентичности

     Трудности в этой области вращаются вокруг основного вопроса: «Достоин ли я любви?» Тот факт, что кто-то является сексуально привлекательным и не имеет недостатка в сексуальных партнёрах, имеет явно «нормальный» оргазм и т.д., не означает, что он обязательно чувствует себя по-настоящему любимым или достойным любви. Многих людей это чувство, что они недостойны любви, гонит к сексуальным излишествам, чтобы получить хотя бы немного тепла и контакта. Если кто-то в детстве чувствовал себя нелюбимым, то сексуальные отношения будут вызывать у него сомнение: «Может быть он любит только моё тело?», «Может она остаётся со мной только до тех пор, пока я её удовлетворяю?» и т.д. Наша культура не знает других способов, кроме секса, когда мы можем и хотим телесно проявить свое отношение друг к другу. Основная потребность, чтобы о тебе заботились, является пре-генитальной потребностью. Это связано с базовой безопасностью, из которой вырастает способность к полноценному оргазму. Если она отсутствует, мы вовлекаемся в сексуальные контакты прежде, чем мы эмоционально к этому готовы. Лоуэн пишет:

     «Другой проблемой пациентов является инфантильное качество их любви. Привлекательность другого и потребность в другом человека очень сильны, но они порождаются скорее потребностью получать удовольствие (чтобы о тебе заботились и любили), чем взрослой потребностью давать и брать, вызывать возбуждение и расслабление» (10).

     Потребность в близости другого человека действительно идёт от сердца, но сексуальность, которая из этой потребности вырастает, склонна разбивать сердца. Одна женщина сказала мне:

     «Ты находишься в самом одиноком месте на этой земле, когда лежишь бок о бок с тем, кто на самом деле не с тобой».

     Личностная идентичность, основанная на хороших ранних отношениях на интенсивном чувстве собственного тела и собственного бытия в мире – это устойчивый базис для пирамиды сексуальности, вершиной которой является оргазм. Это пирамида, конечно же, плохо стоит на своей вершине, т.е. вверх ногами. Сексуальная радость и удовольствие, как бы сильны они ни были, сами по себе не удовлетворяют потребность быть любимым. Если бы это было так, в сексуально свободной культуре не было бы так много людей с шизоидной деперсонализацией. Люди, которые тянут за собой из детства личностные проблемы, получают поддержку и реализацию, которых ищут, ни в коем случае не в сексе, так как для секса нужен человек, который мог бы себя полностью отдавать. Чтобы вступить в отношения с кем-то, нужно сначала быть независимым. Сексуальность – это цветок, а не корень.

     Мы можем рассматривать три разновидности сексуальных проблем как уровни, которые соответствуют трём уровням структур характера, описанным Райхом. Уровень действий – это верхний слой. Здесь люди пытаются приспособить свой сексуальный образец к социальным ожиданиям, стандартам достижения и т.д. Уровень вины – это средний слой, т.е. уровень вторичных потребностей, радость и удовольствие, смешанные с невротической виной и глубинными слоями мышечного и организмического удовольствия, которые избегаются и не достижимы. К первичному уровню (ядру) относятся базовые потребности быть любимым и признанным как целостное, чувствующее человеческое существо. Некоторые из основных особенностей шизоидной личности – это неуверенность в своей ценности и сомнение в значимости своего существования. Они, как показал Лоуэн в книге «Предательство тела» (11), до известной степени являются основополагающими при всех невротических состояниях.

     Чисто сексологическое консультирование (по Masters & Johnson) может без сомнения помочь в проблемах и неуверенностях первых двух уровней. Для решений на третьем, первичном уровне необходима, разумеется, более глубокая форма терапии. Хотя Райх в своё время и назвал свою терапию «Оргазмо-терапией», он практиковал, безусловно, не какой-то вид непосредственной сексуальной терапии. Он работал больше с выразительным языком витальности, с базовыми эмоциями радости, гнева, печали, покинутости, тоски и беспомощности. Только когда эти вопросы по большей части разрешены, может расцвести внутренняя сексуальная привлекательность человека. Человек может отдать себя любви тогда, когда у него есть это Я, которое можно отдать. В этом смысле в глубинных формах терапии есть пути и средства, чтобы прийти в контакт с отщеплёнными частями, так что на определённом уровне мы переживём второе рождение, которое позволит нам в значительной степени освободить нашу сексуальность от всего, что её искажает и позволит ей проявить в себе свою глубинную и сущностную правду.

Литература

  1. Lowen, Alexander. Physical Dynamics of Character Structure, Grune & Stratton, New York 1958
  2. Mott, Francis. Bio-synthesis: universal design of a configurational psychology, David Mackay, Philadelphia 1948
  3. Reich, Wilhelm. The Function of the Orgasm, Orgone Institute Press, New York 1942
  4. Lowen, Alexander. Movement and Feeling in Sex, In: Encyclopedia of Sexual Behavior, H. Albert Ellis. Hawthorn Books, New York 1961
  5. Feldenkrais, Moshe. Body and Mature Behavior, Routledge and Kegan Paul, London 1974
  6. Frankl, George. The Failure of the Sexual Revolution, Kahn and Averill, London 1974
  7. Holbrook, David. Sex and Dehumanization, Pitman, London 1972
  8. Boadella, David. The return of the repressed, in: Energy & Character, Bd.3, Nr.2, Mai 1972
  9. Boadella, David. Moralism, pornography and encounter, in: Energy and Character, Bd.4 Nr.1, Jan. 1973
  10. Lowen, Alexander. Love and Orgasm, Staples Press, London 1966
  11. Lowen, Alexander. Betrayal of the Body, Macmillan, New York 1967

Перевод И. Воробьевой



[*] David Boadella, Genltaler Kontakt & sexuelle Komplexe, “Energy and Charakter”, º6, December 1992, переводИ.Воробьёвой

[†] Покалывание в пояснице (прим. редактора).

[‡] Латинская сентенция «Omne animal post coitum triste» появилась в начале XV в., а выраженная в ней мысль восходит к Аристотелю и его школе. «Каждая тварь после соития бывает печальной». В 1997 г. на экраны вышел французский фильм с латинским названием «Post coitum animal triste» – «После соития тварь грустна» (в русском прокате: «Послевкусие страсти») (прим. редактора).