СНЫ И ТЕЛО

Стэнли Келеман 

(в Handbook of Body Psychotherapy & Somatic Psychology, north Atlantic Books, Berkeley, California, p. 652-657) 

СОлнце и небо Фото Василисы Степановой 

Тело видит сны о том, каким оно будет в будущем: тело как процесс всегда создает образ своей будущей формы и грезит о ней, думает о том, какую физическую форму принимать в будущем.  Сны важны как непосредственные отражения глубинной соматической реальности, они содержат в себе намек на то, каким образом может продолжиться соматический, эмоциональный и когнитивный рост. Сны также связаны с разнообразными фазами нашей телесной жизни; в них проявляется то, что зарождается, но еще не полностью оформилось телесно. Соматическая работа с людьми выявляет взаимосвязь между снами и изменением телесной формы.

Формы, данные нам от рождения, всегда содержат внутренний потенциал, и мы все время находимся в процессе формирования следующей фазы нашего телесного Я. Сны как язык, на котором тело разговаривает с самим собой, подсказывают, какие формы поведения ищут возможности быть воплощенными в теле, или какие телесные проблемы ищут  возможности разрешения. Осознание языка тела, на котором оно контактирует с собой, проявляется в состояниях, характеризующихся нервно-мышечными паттернами, образами и чувствами, мы называем сновидениями. Такой подход позволил нам разработать новое направление помощи людям, где они могут использовать свой телесный опыт, становясь участниками формирования своей жизни.

В парадигме Формативной Психологии основная функция снов - влиять на поведение сомы в целях развития нашего человеческого измерения в его эволюционном и персональном аспектах.

В соответствии с разработанным мной подходом, психология сновидений основана на собственно телесных процессах индивидуации и эволюции. Я принимаю тело и телесный опыт за отправную точку и ориентир, а не заимствую их из других психологических теорий, которые всего лишь пытаются принимать тело во внимание. Другими словами, тело само порождает собственную психологию, а не психология дает телу способ познать самое себя.

Изменение формы личной жизни, и в субъективном и в социальном плане, с ее собственными ценностями и смыслом — вот цель работы в Формативной Психологии. Много лет назад меня поразила фраза «еще не совсем человек, а только намек на человека». Я подумал, что она означает, что люди по природе своей несовершенны, и в течение своей жизни каждый из нас должен продолжать формировать себя. В моей книге EmbodyingExperience (1987) я изложил практические принципы Формативной динамики и уже более 30 лет использую ее принципы для работы со сновидениями.

Сновидения показывают, «как» телесное Я дает нам понять, каким образом ему надо сорганизовать себя и изменить способ своего бытия в мире. Сновидения - внутреннее содержание сомы, требующее физического воплощения, наша внутренняя реальность, использующая язык и социальные образы, погруженные во внесоциальное время и пространство. Находящееся в стадии формирования, выражение сомы жаждет обретения телесности и заявляет об этом в форме сновидения.  Соматическая работа со сновидением означает произвольное воспроизведение фигур сна для расшифровки желаемых действий.

Сома развивается посредством обратной связи как от унаследованной биологической программы, так и от освоенных ею соматических взаимодействий. Присущая соме способность влиять на саму себя, извлекать опыт из непроизвольной метаболической активности и адаптировать свои структуры и реакции также создает основу для произвольного влияния на себя. Приобретенная способность влиять на себя — это то, что я называю «произвольное мышечное усилие, регулируемое корой». Использование произвольного усилия для воздействия на непроизвольные, привычные способы действия дают возможность человеку изменить свои анатомические паттерны, поведенческие реакции и эмоциональные состояния. Произвольный формативный процесс является фундаментом разработанной мной психологии тела. Это - основа того, как я использую сновидения, чтобы помочь людям обрести власть над своей жизнью.

Сновидения - форма структуры, способной к самопроизвольному движению, находящая выражение в социальных образах и эмоциональных состояниях. Они быстротечны и зачастую эфемерны. Когда мы замедляем скоротечное выражение сна (например, когда рассказываем о сне), оно становится более ощутимым, и мы получаем возможность обращаться к памяти и улавливать связи с действиями в прошлом и настоящем, а также создавать возможности для того, чтобы действовать по-новому. Использовать принципы формативного процесса означает научиться распознавать и замедлять действие фигуры сновидения посредством такого произвольного усилия. Намеренное использование мускулатуры и корковой регуляции для организации дискретных изменений в анатомической форме создает новые нейронные пути, которые в итоге становятся новыми блоками памяти. Произвольное замедление и стабилизация градаций изменений в ощущениях в рамках одного паттерна действия становится непрерывной цепью ощущений, так мы узнаем самих себя. Это дает возможность не только понять историю своей структуры в прошлом, но также изменять ее и выстраивать новый опыт и новые смыслы.

Наша телесная жизнь сама по себе является субъектом, а также сама себя создает. Кора регистрирует колебания возбуждения в организме, происходящие в результате обменных процессов, и организует их в цепочку образов, способов выражения и ощущений. Процесс сновидения связывает тело, каким оно в настоящий момент является, с тем, каким оно становится, другими словами, с тем, кем мы становимся. Таким образом сновидения являются частью телесной реальности.

Аргентинский писатель Хорхе Борхес рассказывает историю человека, который хотел сына. Этот человек начинает представлять его во сне, постепенно раз за разом, на протяжении многих ночей.  И когда он создал его образ во сне, он молит бога огня оживить сына из его грез. Рассказ заканчивается тем, что он сам, как и созданный им в сновидениях сын, оказываются творением некоего сновидца.

Притча, рассказанная Борхесом, дает представление о той роли, которую сновидения играют в том, как тело создает себя. Его рассказ также ведает нам кое-что о происходящем внутри: для того, чтобы сформироваться как субъект, тело использует свой собственный опыт, выражением которого являются сновидения. Способность тела помнить собственные сны и воспроизводить фигуру сновидения демонстрирует, в каких отношениях тело находится с самим собой.  Таким образом, мы узнаем, что фигура сновидения связана с тем, как тело формирует свои способы выражения и углубляет сой опыт.

Существует непрерывная связь между телесным процессом и фигурами сновидений. Тело обращается к коре, а кора порождает образы и предлагает возможные варианты того, как тело могло бы произвольным образом изменять себя. Сновидец из рассказа Борхеса, которому нужен кто-то рядом, пишет не только о буквальном отпрыске, но также о внутреннем брате или сыне.  Эта тема схожа как с христианской историей о воскрешении (где Бог посылает в мир своего единственного сына), так и еврейской историей о Големе (о создании человекоподобного существа).  Эта тема самозарождения является частью наиболее поздних представлений об эпигенетической эволюции.

У этих историй имеется также общая матрица: взаимосвязь между центрами лимбической эмоциональной части мозга и рефлекторными центрами стволовых отделов мозга, и способностью коры дифференцировать телесные проявления в целях создания новых возможностей. Мозг создает образ тела и затем отслеживает его сигналы, чтобы более четко структурировать опыт.  Рассказ Борхеса затрагивает глубину темы произвольного участия в создании форм нашего бытия от юности к взрослости, и далее к зрелости и старости.

Мы можем узнавать из своих сновидений, когда и как мы можем реорганизовывать свою соматическую и эмоциональную структуру, тем самым создавая новые смыслы и связи. Хотя многие и пытаются расшифровывать символический смысл сновидений, они не научаются проживать сновидения как пространство внутреннего опыта или использовать их как выражение телесных состояний. По мере того, как тело создает свои собственные образы в сновидениях, оно формирует себя как субъект и использует кору для воплощения новых образов, новых смыслов и новых способов действия в целях созидания будущего личности.

Два аспекта телесного процесса, собственно тело и кора мозга, взаимодействуют для того, чтобы организовать и придать форму субъектности сомы. Эти взаимоотношения тела с самим собой образуют телесную жизнь с ее личностными и уникальными способами выражения. Наше тело - субъект своего собственного существования, источник и ориентир в процессе формировании бытия личности. Тело как процесс, находится в глубокой связи с собой. Сновидение - возможность обретения более близкой связи с собой.

Телесная работа по воссозданию фигуры сновидения посредством организации мышечного моделирования либо проприоцептивного восприятия ее формы использует произвольное мышечное усилие, регулируемое корой (voluntarymuscularcorticaleffort (VMCE). То, как мы готовимся к преднамеренному действию и осуществляем его, всегда требует диалога мозга и мышцы, который обычно происходит за пределами нашего осознания. Внедрение произвольного усилия в вышеупомянутый диалог, однако, меняет всю игру, делая инстинктивные, наследованные формы поведения предметом выбора человека.

Задействуя кору и мышцы для произвольного воссоздания фигуры сновидения, а затем для медленной пошаговой дифференциации ее мышечной формы, человек получает возможность влиять на наследственные или приобретенные поведенческие паттерны, и тем самым создавать свое настоящее, а также возможности для аутентичных реакций при формировании следующей фазы формирования своей телесности. VMCE - мощный инструмент влияния в процессе формативного путешествия. Это - прочный фундамент для получения опыта и воплощения новых действий посредством придания им конкретной анатомической формы.

При воссоздании фигуры сновидения человек обучается тому, как можно использовать и кору, и мышцы, чтобы подготовиться к выражению внутреннего содержимого и осуществить его. Это является эмпирической основой для понимания того, как организация действия создает опыт научения посредством закладывания анатомических структур памяти (нейронных путей), а также посредством повторного проигрывания намеченных действий.

Когда фигура сновидения произвольно «создается в теле» путем использования мышечной модели и «стабилизируется», то есть сохраняется некоторое время посредством удержания мышечного паттерна, именно тогда начинается процесс дифференциации и созидания. При использовании маленьких медленных пошаговых градаций мышечного напряжения (интенсивности) в пределах первоначальной формы создаются слои немного отличающихся друг от друга форм. Использование фигуры сновидения как подсказки тела о том, какую форму оно хотело бы обрести, и использование произвольного усилия, чтобы дифференцировать (оттенки) мышечной формы, открывает массу новых инсайтов и возможностей. Способность к произвольному видоизменению соматической формы и использованию следующих за этим изменений поведенческих реакций и эмоциональных состояний становится основой для организации жизни с учетом личных предпочтений   и созидания своего будущего.

 

Как работать со сновидением

Формативный метод работы со сновидением состоит в том, чтобы более полно соединить сновидение с его собственным источником - телом. В этом подходе в фокусе внимания находятся телесные переживания, а не на смыслы и интерпретации.  Сновидения сообщают о том, как мы телесно организуем себя для того, чтобы быть в этом мире, и как мы обживаем тело, в котором существуем.  Мы используем сновидения, чтобы взрастить свое Я и сложную субъектность, включающую многообразные пласты реальности.

В соматической работе со сновидением мы начинаем с создания мышечной модели фигуры сновидения.  Благодаря этому произвольному действию мы задействуем кору и мышечные паттерны, регулируемые стволом мозга. Мы начинаем лучше чувствовать, как мы ощущаем свое тело как данность, а также образ тела, существующий в мозге. При работе в этом подходе возникают чувства и воспоминания, порождаемыми этими постуральными паттернами.

Когда мы работаем со сновидением, выбирая фигуру сновидения, организуя ее при помощи мышц, а затем замедляя действие во времени, то это оживляет и чувства, и воображение.  Медленное развертывание поведенческого паттерна соматической формы не только привносит субъективный аспект в жизнь тела, но также расширяет спектр поведенческих реакций. Практическое применение этого метода включает пять шагов:

  1. Припомните сновидение, используя слова и телесную экспрессию;
  2. Создайте мышечную модель фигуры сновидения;
  3. Медленно размеренными дискретными шагами увеличивайте, а затем уменьшайте интенсивность мышечного напряжения фигуры. Важно, чтобы изменения были маленькими и медленными;
  4. Сделайте паузу и контейнируйте опыт для того, чтобы дать возможность «прорасти» субъектности сомы;
  5. Отмечайте любую новую форму, которую вы хотели бы выразить.

Вот пример формативного подхода в работе со сновидением:

«Бетти», сорокалетняя незамужняя женщина с «пористой (рыхлой)» структурой увидела во сне эндоморфную груше-подобную женщину с большим округлым тазом. Во сне звучало невербальное послание пожилой женщины: «Сейчас - время беременеть». Бетти сказала, что была глубоко тронута этим посланием, но не осознает себя как эндоморфную «фигуру из своего сновидения» и ощущает, что есть что-то, что находится за пределами ее контроля.

Я попросил ее рассказать мне сон. Она остановилась на форме тела женщины, поэтому я предложил, чтобы она создала мышечную модель этой фигуры сновидения. Я предложил ей медленно начинать, сжав кисть в мягкий круглый кулак, который походил бы на эндоморфный таз фигуры из сновидения. Далее я попросил ее сжать кулак плотнее, то есть сделать его «твердым», затем слабее, то есть сделать его «пористым», затем снова плотным. Повторение этого паттерна действия имитировало организацию твердости, функцией которой было контейнирование ее рыхлости и управление ею.

Личности с рыхлыми структурами тела зачастую имеют соматическую организацию с податливыми границами. Они испытывают трудности с контейнированием возбуждения и с сохранением их собственной формы: быть взрослым ассоциируется у них со способностью к компромиссам и приспособлению.

По мере того, как мы работали с женской формой фигуры из сновидения, у Бетти стала проявляться застенчивая, податливая поза. Я попросил ее создать мышечную модель этой новой формы и медленно делать ее более выраженной (интенсивной). Поскольку до этого ей удалось делать жест рукой с бОльшим или с меньшим напряжением, то сейчас она смогла воспроизвести подобное мышечное усилие мышцами живота и таза, создав внутренним органам больше пространства для пульсации.

Это повлияло на все ее тело целиком. Она ощутила себя более восприимчивой и мягкой. После того, как мы несколько раз поработали с фигурой ее сна, используя мышцы, она ощутила, как волна возбуждения поднимается из таза, что угрожало ее способности контейнировать переживание. Она сказала: «Я боюсь, что не смогу удержать эту твердую форму. Я хочу уступить этой волне». Я предположил, что это означает ее желание придания своей форме больше твердости, больше тела, чтобы смочь контейнировать свою рыхлость.

Далее я предложил, чтобы она снова маленькими дискретными шажками увеличивала мышечный тонус, медленно и понемногу увеличивая или убавляя интенсивность и делая паузы, чтобы вычленить отдельные фазы мышечной формы. При такой пошаговой процедуре произвольное усилие позволило ей придать твердость ее рыхлости. По мере того, как она повторяла свои произвольные усилия, корковые структуры ее мозга обрабатывали «переход» между рыхлостью и твердостью, и она фактически использовала фигуру своего сновидения для того, чтобы организовать в себе новую взрослую идентичность.

Когда я снова предложил ей укрепить позу при помощи маленьких движений, чтобы придать ей немного больше жесткости, она снова испытала подъем возбуждения, но на этот раз оно сопровождалось ощущением силы. Когда я сказал ей, что она создала форму силы, появилась печаль, и она сказала: «Боюсь, что я не могу выдерживать это. Я не знаю, как выполнить это требование».

Я напомнил ей, что научаясь малыми дозами увеличивать или уменьшать мышечные сокращения, она может свести к минимуму угрозу быть затопленной чувствами.

Со временем, продолжая практиковаться, Бетти научилась выдерживать все большую интенсивность. Это порождало возбуждение, оптимизм и тревогу. Она училась играть с разными степенями своего мышечного тонуса и его интенсивностью. Практикуясь в этом, она смогла влиять на свою несформированную пористую взрослую форму посредством организации различных степеней интенсивности и продолжительности контейнирования и ассертивности. Мышечная работа с фигурой сновидения позволила создать более широкий спектр поведенческих реакций для ее взрослой женщины: пористую податливость и восприимчивость и твердую, более телесно оформленную женщину, способную контейнировать свое возбуждение.

Освоение использования произвольного влияния на свои состояния стало опытом личной динамики Бетти в формативном подходе. Работа с фигурой сновидения позволила ее телу развить способность воплощать собственные желания.

Я хотел бы поделиться еще одним примером применения формативного принципа в работе со сновидениями. «Вилма», женщина, с которой мы работали в течение многих лет, которая сейчас находится в фазе перехода от зрелости к пожилому возрасту и старости. Вилма работала с опытом старения, над чувствами отчаяния и беспомощности от происходящего увядания и уменьшения в объеме. Как часто случается, сновидение оказалось частью ее физического переживания. Сновидение подсказало ей способ углубить свой опыт и воссоединиться с внутренней жизненной силой. Формативный подход обеспечил ей экспериментальную основу для трансформации ее текущего опыта и использования его для организации следующей фазы ее жизни. Она вела дневник и поделилась следующим:

Взаимоотношения с моей сжимающейся частью, то, как я организую и дезорганизую ее, показывают, как я  создаю  взаимоотношения с самой собой. Теперь я понимаю, что сжимание вообще-то мой привычный паттерн организации плотности. Привычка защищаться, которую я использую, чтобы не допустить слишком большого возбуждения или чтобы отгородиться от чего-то. Когда я понемногу изменяю интенсивность сжатия  в мышцах, используя  маленькие шажки, я способна ощутить непрерывность перехода от более интенсивной, плотной формы  к менее интенсивной. Таким способом, я начинаю ощущать то, как я проживаю различные соматические формы и замечаю различия в том, что я чувствую  и что думаю. Теперь, уже наработав определенный навык, я могу различить паттерн плотности в полости рта и вниз по глотке/горлу и коллапс в области грудной клетки и брюшной полости. БОльшая интенсивность вызывает своего рода коллапс, за которым следует ощущение безропотности в голове  и мыслях. Когда я при помощи произвольного усилия медленно и понемногу изменяю паттерны плотности, возникает ощущение наполняющего меня расширения, теплой пульсации. Когда я работаю с собой таким телесным формативным способом, приходит ощущение умиротворения, которое идет из живота и грудной клетки, и тогда я ощущаю бОльшую свободу в мыслях.

В этот период работы над собой Вилма увидела сон, который мы использовали, чтобы углубить ее опыт.

Сон: Я стою на первом этаже своего дома и гляжу в окно. Ложатся сумерки и солнце уходит. Мне становится печально. Я стою там подавленная и задумчивая; с впалой грудью и сжатыми губами. У меня ощущение, как будто я ничего не стОю, и испытываю какой-то страх потерять из виду солнечный свет. В тот же момент я ощущаю сильный импульс подняться  наверх, чтобы подольше видеть солнце. Добравшись до окна наверху, я вижу тонкую полоску солнца поверх темноты, которая , как кажется, наползает на него. Я ощущаю, как сдавливает голову, лицо и руки. Я цепляюсь за то, чтобы не дать телу потухнуть так же , как потухает солнце. В этот момент во мне поднимается жгучее желание, и это желание - не упустить из поля зрения солнце. Я поднимаюсь на следующий этаж, на верхний этаж, с ощущением  волнения и тревоги. Более широкое , чем внизу, окно позволяет видеть несколько бОльшую часть  закатного солнца. Сейчас солнце предстает как удивительный большой оранжевый шар, медленно двигающийся в  темные облака надвигающейся ночи.  Мое сердце быстро бьется; глаза и рот широко раскрыты. Я зачарована тем, как солнце погружается во тьму и, как яркие цвета солнечного света исчезают.

Далее - отрывки из ее дневника и писем:

Формативная работа, которую мы проделали по поводу  моего «сновидения с солнцем», зреет во мне, и я хочу поделиться тем, что происходит по мере того, как я работаю с этим. Я работаю со своими позами: стоя у окна, глядя на солнце; сжимаясь, ощущая страх потери; и с паттерном цепляния за плотность, чтобы избежать коллапса. За последнюю неделю я много раз тренировалась в различении этих паттернов, и в последнее время в фазах с меньшей интенсивностью я начинаю ощущать теплую пульсацию, поднимающуюся изнутри. Ты попросил меня обнаружить, где я ощущаю солнце в своем теле, и дать ему форму. И я расположила руки и кисти так, чтобы создать  немного больше объема вокруг грудной клети. Затем я  понемногу усиливала интенсивность мышц рук, груди и живота, так чтобы быть в состоянии ощутить разные формы. По мере того, как я маленькими порциями двигалась туда-сюда между большей и меньшей интенсивностью, тепло начало подниматься из живота в  область груди, даже наполнив руки и лицо. Ощущение - как будто внутри тела есть солнце, наполняющее меня теплом. Это создало чувство, что мое тело является частью этого прекрасного оранжевого солнца.

В течение последующих недель она продолжала наблюдать за своими ощущениями и написала:

Неотразимая зачарованноть исчезающим солнцем поднимает во мне страх, но, когда я использую практику изменения своей формы, тепло наполняет меня и проникает в темноту моего мозга. Иногда, когда оранжевое тепло проникает в тьму внутри меня, и мое сжимающееся тело становится восприимчивым к ощущению расширения, я даже чувствую оптимизм.

Более поздняя запись:

Я начинаю понимать, что такое быть как солнце, в разной обстановке Эти переживания как будто связаны с тем, что у меня были разные тела, каждое в свое время. Теперь я ощущаю, как это - чувствовать себя солнцем из моего сна, это мое тело  светится с разной интенсивностью в разные фазы моей жизни. В процессе работы над этим сновидением  растворяется печаль, возникавшая при наблюдении солнца с первого этажа, и меня наполняет  страстное желание следовать за солнцем. То, что я обрела силу влиять на сжимающуюся форму, помогает мне стать частью процесса, а не чувствовать себя потерянной или преданной моим телом. Теперь из глубинного практического переживания я знаю, что у моего тела есть восходящий и нисходящий паттерны.  Знание, что  я способна реорганизовать свое сжимание и страх, дает мне ощущение внутренней безопасности и спокойствия.

Этот сон демонстрирует анатомическую субъектность сомы. Это - субъективный опыт тела, которое самоорганизуется в ходе своего собственного процесса и указывает на сменяющие друг друга способы восприятия зарождающейся и исчезающей формы. Тело видит сон о самом себе, и кора предлагает варианты в образах женщины, испытывающей страх и печаль утраты солнца. Фигура сна - это аллюзия к тому, как тело реагирует на испытание или угрозу. Воспринимаемое, как неотвратимое, инстинктивно организуется в паттерн интенсивной плотности, практически до уровня схлопывания вовнутрь и коллапса.

Используя протокол формативной динамики, воссоздавая и дифференцируя мышечную модель фигуры сновидения, Вилма оказалась способной распознать свои эмоционально-соматические позы отчаяния и страха. Со временем она научилась влиять на свои состояния и создавать формативные взаимоотношения с процессом своего старения. Разрешив себе влиять на форму своего тела и тем самым изменять свои реакции, она стала способна проживать естественный эволюционный процесс, как личный. Из этих соматических экспериментов вырос новый источник безопасности и спокойствия, новые перспективы и оптимизм по поводу будущего.

Пожалуй, единственно важный опыт, который человек может получить - это способность влиять на самого себя. Произвольное влияние на самого себя, даже в небольших количествах, является антидотом страху неизвестности и основой для надежды и оптимизма в любую переходную фазу или период жизни. Многие люди, которые хотят изменить свою жизненную ситуацию, зачастую не подозревают, что они сами ограничили себя теми способами действия, которые либо регулируются инстинктами,  либо являются социально обусловленными. Ощущение себя существом с определенной анатомией, эмоциями, мыслями и чувствами  является открытием, но именно освоение использования формативного протокола произвольного усилия  и мышечного моделирования является основой и ключевым инструментом для расширения собственных возможностей. Это - основа устойчивых изменений в способах реагирования, которое открывает возможность формирования собственной  жизни, наполненной смыслом и удовлетворением.

 

Библиография

Borges, J. (1962). The Circular Ruins. Ficciones (English Translation) New York: Grove Press.

Keleman, S. (1987). Embodying Experience: Forming a personal life. Berkeley, CA: Center Press.

 

Примечание редактора: Существует много различных способов работы со сновидениями в телесной психотерапии: зачастую способов столько же, сколько модальностей. И в конкретной сессии, с конкретным клиентом  определенный метод работы может быть подсказан тем, что приносит клиент, опытом терапевта или контекстом момента. Здесь мы выбрали представить метод из "Формативной Психологии" Стэнли Келемана.

 

Перевод Марины Мелях, 2021