Перевод Екатерина Ерёма

Пробуждая чувствительность, восстанавливая двигательную активность

Синтез психологического и телесного в основе  телесной психотерапии: сто лет наследия Пьера Жанэ[1] (1859-1947).

Дэвид Боаделла

Awakening sensibility, recovering motility

Psycho-physical synthesis at the foundations of Body-Psychotherapy: the hundred year legacy of Pierre Janet (1859-1947)

By David Boadella

 Пробуждая чувствительность

     Часть I. Психо-физическая терапия предшествует психоанализу.

     Несколько лет назад во время конференции психотерапевтов один из ведущих участников дискуссии высказал мнение, что тело не относится к психотерапии. Конференция, несмотря на это мнение, была довольно либеральной - участники могли высказываться и о «новых» формах психотерапии, которые включали тело в область своих интересов.

     В реальности понимание важности тела в психотерапии возникло значительно раньше, чем психоанализ.

     Я представлю несколько аспектов этой забытой истории.

     Слово психотерапия было впервые использовано Ипполитом Бернхеймом в 1891 году. Бернхейм был основателем метода  внушения, возникшего на базе более ранней гипнотической традиции. Он изучал процесс под названием идео-динамизм, тенденции идеи материализовываться в действии.  Таким образом, соединение психического и физического было основополагающим для психотерапии. Работы Бернхейма в области идео-динамизма были существенно развиты в дальнейшем Эрнесто Росси, чья книга «Психобиология лечения по модели сознание-тело»[2] является классикой в теме психосоматики.

     Вильям Джеймс опубликовал «Принципы Психологии» в 1890 году. Он изучал «идео-моторный» принцип, отношения между идеей, движением и чувствованием. Большое влияние на Джеймса оказал Чарльз Дарвин, который в 1872 году опубликовал свой  ставший классикой труд «О выражении эмоций у человека и животных». Дарвин показал, что моторные паттерны и осанка могут вызывать соответствующие эмоции точно также, как эмоции выражаются с помощью специфических паттернов действия  и телесных состояний. Вместе с Ланге Джеймс разработал теорию эмоций Джеймса-Ланге, в рамках которой изучались моторные и вегетативные паттерны, связанные с эмоциональностью.  Тело и сознание были неразделимо связаны: изменения в одном из них запускали изменения в другом.

     В 1978 году лауреат Нобелевской премии по биологии Шарль Рише, глубоко интересовавшийся  изучением парапсихологии, убедил Жана-Поля Шарко начать исследования в области гипноза, и в 1882 году Шарко презентовал свою работу Французской Академии Наук, в которой связь между телом и сознанием, как это имеет место быть в условиях гипноза и при симптомах истерических изменений, была впервые принята научным сообществом. При этом стоит отметить, что ста годами ранее это же научное сообщество отвергло схожие взгляды Франца Антона Месмера.

     В 1885 году Шарко и Рише основали Общество физиологической психологии. Шарко открыл лабораторию для исследования в области физиологической психологии в клинике Сальпетриер в Париже в 1890 году и назначил директором тридцатиоднолетнего французского профессора психологии, Пьера Жане. Жане изучал идео-динамические принципы  Бернхейма и идео-моторные постулаты Вильяма Джеймса на примере случая женщины по имени Леони, которую он лечил в психиатрической клинике в Гавре.

     Научная работа Жане на основе лечения Леони была представлена  3 ноября 1885 года на первой конференции недавно созданного в Париже «Общества психологической физиологии». Жане очень подробно описывал свои сессии  с пациентами, представив более 5000 клинических случаев. Его клинические исследования  с 1885 по 1889 год стали основой его главной работы  по истерии «Психический автоматизм», которая в итоге стала его тезисами для получения степени доктора философии в Сорбонне.

     В том же самом году  молодой венский доктор Зигмунд Фрейд приехал из Вены в Париж для обучения у Шарко в госпитале Сальпетриер, где позднее Пьер Жане был назначен ответственным за экспериментальную лабораторию по физиологической психологии. Четыре года спустя, в 1889 году Фрейд поехал в Нэнси, чтобы учиться у Ипполита Бернхейма.

     В 1886 году Пьер Жане опубликовал исследование на примере второй пациентки, Люси, ставшей первым случаем лечения с использованием катарсиса в качестве средства высвобождения невротических симптомов. Этот метод позднее  был принят ранними психоаналитиками. Потом о нем забыли,  и лишь спустя полвека Вильгельм Райх вновь возродил его, сделав ключевым принципом вегетотерапии. Это было за семь лет до того, как Фрейд  и Брейер в 1893 году сообщили о первом случае катарсиса, что стало первым шагом в направлении психоаналитического лечения. В 1889 году, когда Фрейд поехал в Нэнси для встречи с Бернхеймом, Жане опубликовал свою книгу «Психический автоматизм», в которой он описал второй случай катарсической работы на основании его долгосрочного лечения пациентки Леони из Гавра.

     Фрейд и Брейер ссылаются на работу Жане в их книге «Исследования  истерии», 1885. В приложении к моей книге «Потоки жизни» я показал, как работа Йозефа Брейера описывала раннее понимание интегративной работы в биосинтезе между перцептивной, поведенческой и вегетативно-эмоциональной функциями. Брейер был старшим ассистентом в возрасте 36 лет в психологической лаборатории Эрнста Брюкке, когда Фрейд присоединился  к ней  в 1978 году в возрасте 22 лет во время медицинских исследований. Брейер уже завершил две выдающиеся исследовательские работы: первая была посвящена саморегуляции дыхания, а вторая – взаимосвязи перцепции и  двигательной активности.

     Жане так описывает свое взаимодействие с Фрейдом в 1885 году:

     «В это время иностранный врач, д-р З.Фрейд из Вены приехал в Сальпетриер и стал интересоваться нашими исследованиями (ранней работой Жане в области психологических автоматизмов и истерии).  Он признавал эти факты и опубликовал некоторые новые наблюдения схожего характера. В этих публикациях он прежде всего изменил термины, которые я использовал: то, что я называл психологическим анализом, он стал называть психоанализом;  то, что я называл психологической системой для обозначения совокупности фактов о сознании и движении, независимо от  внутренних органов, взаимосвязь которых составляет травматическую память, он назвал комплексом; он рассматривал в качестве «вытеснения в подсознание»  то, что я считал ограничением сознания; то, что я называл психологической диссоциацией он нарёк катарсисом» (1971,41).

     «Именно эти методы были заимствованы школой психоанализа, иногда развиты довольно интересным способом, просто перевирая факты» (1971,196).

     Жане заявляет, что корни психоанализа, начиная с 1893 года можно найти в системе психологического анализа, который он разрабатывал в Париже, начиная с 1885 года. На Первом международном конгрессе по психиатрии и неврологии в Амстердаме в 1907 году, на котором Жане представил свой доклад о теории истерии, Карл Юнг выступил с сообщением, в  котором утверждалось, что «теоретические предпосылки идей Фрейда прежде всего находятся в   экспериментах Жане» (Первый международный конгресс по психиатрии, Амстердам, де Бусси, 1908).

     Вильям Джеймс в 1894 году писал в комментариях к обзору работ Жане, что два венских врача, Йозеф Брейер и Зигмунд Фрейд, собирались подтвердить многие выводы Жане (23).

     Бессель ван дер Колк и два соавтора в 1995 году писали, что то, что Жане называл «рапортом»  было «предтечей психоаналитического концепта «переноса» (Ван дер Колк и др., 1995,196).

     Жане был не только предшественником Фрейда. Он также оказал большое влияние на К.Юнга, основателя аналитической психологии, и Адлера, основателя индивидуальной психологии. В 1902 году Юнг поехал учиться к Жане в Париж, хотя упоминаний об этом в его автобиографии нет. Идеи Жане оказали большое влияние на работу Юнга «Психология раннего слабоумия», его понятие психологического комплекса заимствовано у Жане. Юнг также нашел одно из оснований для своей концепции психологического типирования людей на экстравертов и интровертов в идее Жане о двух полярных формах невротических процессов.

     Альфред Адлер признавал, что одна из фундаментальных основ его работы  «значимость чувства неполноценности» развивала наблюдения Жане относительно «le sentiment d*incomletitude»[3] в его книге  «О нервическом характере», 1912. То, что я называю чувством неполноценности – ничто иное как развитие идеи Жане о чувстве незавершенности. Аналогично работа Адлера над органической неполноценностью и органическим неврозом во многом обязана работе Жане в области соматической психологии, на которой я остановлюсь более подробно ниже.

     Жан Пиаже был студентом Жане. Идея  Жане об интеграции и синтезе  (см. ниже) в отношении развития когнитивных функций на основании сенсорно-моторно-эмоциональных паттернов также повлияли на Пиаже. Через Пиаже Жане также оказал непрямое влияние на работу Кена Уилбера (Ken Wilber) «Спектр сознания».

     Жане был  главным вдохновителем не только для психоанализа, индивидуальной и аналитической психологии. Он был первым среди нового поколения психологических аналитиков, который сфокусировался на первостепенном значении включения тела в сферу психотерапии. Без преувеличения его можно назвать, как будет показано ниже, основной фигурой для телесной психотерапии. В этом смысле мы можем понимать, что телесно-ориентированная психотерапия, по крайней мере в той форме, как ее практиковал и понимал Пьер Пиаже, старше психоанализа, который вырос из работ Жане. Только позднее Пиаже отошел от интегративного подхода, в рамках которого телу давалась такая же ценность, и стал развивать подход, в рамках которого пренебрегли телом и важностью невербальной коммуникации в том виде, как их  изучал Жане, и сконцентрировался на первостепенной важности вербальной коммуникации.

 

     Часть II. Органо-динамический подход Пьера Жане

     Сейчас я хочу обратиться к исследованию  работы Пьера Жане,  начиная с 1895 года, как первооткрывателя в развитии идей, которые являются фундаментом для телесной психотерапии.

     Вот слова Пьера Жане:

     «Новая психологическая философия заменяет более раннюю концепцию личности как метафизической (бестелесной) души». В такой душе невозможно найти личность, но такая душа обнаруживается в теле. Вы обнаруживаете свою личность именно в появляющемся опознавании вашего тела. … Мы чувствуем наше тело, мы чувствуем нашу кожу, мы чувствуем тепло нашего тела, мы чувствуем внутренние органы – и эта организация чувственного опыта в отношении тела дает нам личность. Характеристики личности, целостность, уникальность, отличительные особенности берут свое начало в теле. Невозможно продвинуться в изучении личности, не поняв изначально характер владения телом» (1984,31).

     В наших попытках изменить поведение человека мы не можем сделать радикальное деление между тем, что есть физическое, а что есть психическое….невропатические отклонения выражают активность всего организма: его рост, эволюцию и инволюцию. Психология не является независимой от физиологии, и ей требуется более филигранная и основательная физиология… Психотерапия - это комплекс терапевтических процессов разного вида, и физических и психических» (1974,304).

     А сейчас несколько слов о работе Жане в более узких областях телесной психотерапии и соматической психологии.

 

  1. 1.   Спазм диафрагмы.

     С 1893 по 1895 год, после завершения его первых двух книг о природе и лечении истерии, а еще точнее в период, когда Фрейд и Брейер начинали публиковать их собственные исследования в области истерии, Пьер Жане и Шарль Рише вдвоем в течение двух лет работы в психологической лаборатории, основанной Шарко в госпитале Сальпетриер в Париже, занимались исследованиями паттернов дыхания неврологических больных. Это были самые детальные исследования, которые делались когда-либо до этого в психотерапевтической работе, во время или после работы Райха над диафрагмальным блоком (Жане. 1895).

     Эти исследования включали использование пнемографов для измерения смещения грудной клетки и абдоминальной области во время вдоха и выдоха и спирометров для измерения объема выдыхаемого воздуха при различных условиях.  Результаты фиксировались в серии графических наблюдений 20  паттернов дыхания с комментариями относительно частоты, регулярности, ритма, синхронности дыхания и даже химического баланса (уровень потери СО2) у субъектов исследования. Жане заметил, что у не невротических пациентов наблюдалась хорошая ритмичность дыхания, и чистая синхроничность между расширением грудной клетки и живота во время вдоха с соответствующим смягчением  обеих зон во время выдоха. Паттерны дисфункционального дыхания, которые он описывает, включают преувеличенное расширение грудной клетки при относительно небольшом движении абдоминальной области, преимущественное дыхание животом с недостаточностью дыхания в области грудной клетки и парадоксальное дыхание, которое он называл «антагонистическим дыханием, при котором нормальная синхронистичность грудной клетки и живота нарушена таким образом, что, например, живот может втягиваться во время вдоха».

     Жане также делал комментарии по поводу сверх- или недостаточного использования различных частей тела и мышечных групп во время дыхания. Он продолжил свои наблюдения, когда клиенты находились в состоянии глубокого сна, и обнаружил, что во время более глубокого сна нарушенные паттерны дыхания имеют тенденцию к меньшей выраженности и начинает преобладать более ритмичный и синхронистичный паттерн. Последний паттерн он назвал «согласованное дыхание». Он также говорил об эффекте восстановления баланса, создаваемом спонтанным вдохом, и о том, что паттерны дыхания клиента были подвержены меньшему напряжению, когда он лежал на одной стороне тела.

     Чрезвычайно дальновидные исследования Жане можно назвать ранним обнаружением диафрагмального блока, который Вильгельм Райх сорок лет спустя назвал центральным механизмом каждого невроза, а также паттернов спонтанной гипер- и гиповентиляции, которые каждый психотерапевт учится распознавать во время прерывания эмоционального контакта с собой и другими.

     Жане использовал идеи Эйгена Блейлера (Eugen Bleuler), который работал с психотическими пациентами в госпитале Бургхольцли. Именно Блейлер ввел слово «шизофрения», которое обозначало «расщепление или разделение на уровне диафрагмы». Диафрагмальный блок особенно сильно выражен при шизофренических процессах.

     Сто лет спустя было сформировано  Международное общество развития респираторной психофизиологии, и научный труд «Поведенческие и психологические аспекты нарушения дыхания» (1994, Издательство Plenum Press) был опубликован как дальнейшее развитие особой важности нарушения дыхания при неврозе, как это изучалось Пьером Жане и Шарлем Рише.

 

     2. Вазомоторные нейроны.

     Жане обращает внимание на поток жидкостей в теле своих пациентов, аккуратно наблюдая сокращение потока крови, склонность к отекам, покраснению и побледнению кожи, максимальные показатели температуры, горячую голову, холодные ступни и т.д., и относил все эти изменения к вазомоторным функциям. Он видел тесную связь между наполненной кровью тканью, нарушенным кровообращением, недостаточным функционированием или перегрузками сердечно-сосудистой системы, изменениями кровяного давления в сторону гипер- или гипотонии и эмоциональным дисбалансом. В данном случае он предвосхитил работу Вильгельма Райха, сформулировав основные тезисы относительно вегетативной жизни и состояниий соматической тревоги, выраженной через нарушение пульсации жидкостей, а также состоявшуюся 80 годами позже работу датского врача Джона Олесена  о венозном кровотоке при здоровом состоянии организма и при патологии.  «Последние исследования парасимпатической системы», -  писал Жане, - «намечают новые направления для исследования; несложно объединить многие невропатические симптомы с симптомами, которые иногда наблюдаются у пациентов, которые считаются ваготониками, а иногда  - у симпатотоников» (1971,85).

 

  1. 3.   Массаж.

     Шарко уже указывал Жане на важность массажа, и сам Фрейд использовал массаж со своими первыми клиентами. Жане подчеркивал важность невротических процессов которые он называл «контракцией» мускулатуры. Этот термин Райх позже сформулировал как «мышечный панцирь». Жане описывает важность объяснения терапевтом значения физического лечения через прикосновение, успокоения тревожности субъекта, большого уважения к пациентам, изначальной постановки рук без движения на области воздействия, использования легкого прикосновения для пробуждения десенсибилизированных тканей до того момента, как соответствующие мышечные напряжения смягчатся под пальцами. Жане говорил, что эффект от массажа похож на суггестию[4], что это способ невербального разговора с клиентом. Массаж привлекает внимание к мышечным ощущениям, которые выпали из зоны осознавания; помогает восстановить ощущение собственных мышц при истерии и ограничивает способность клиента быть снова захваченным  недавними непроизвольными действиями. «Именно с помощью массажа», - пишет Жане – «мне удалось вылечить большинство клиентов, которых я описывал, потому что удалось придать свободу движению в области грудной клетки, запястий и живота» (1990,381).

     В то же время, как и Жане, Георг Гроддек из Берлина использовал массаж для лечения психоневротических пациентов, о чем он сообщил на Медицинском Конгрессе в Дрездене в 1931 году. Гроддек был одним из тех, кто повлиял на активные методы, развитые его другом Шандором Ференци, коллегой Райха, до создания вегетотерапии в 1934 году.

 

  1. 4.   Понимание влияния формообразующих процессов на стадии эмбриологического развития.

     Биосинтез работает с принципами, заимствованными из функциональной эмбриологии и динамической морфологии, а также с принципом формирующего  процесса и организующего поля. Эти понятия были разработаны в 1975 году. А примерно за 50 лет до этого Жане  попал под влияние идей Анри Бергсона, оказав в свою очередь сильное влияние на него самого. Бергсон изучал формообразующий процесс, что стало источником энергетического понимания жизни В.Райхом.

     «Как развивается взрослый?»- спрашивает он. «Необходимо, чтобы он формировал себя, и прежде всего инстинкты – психологические инстинкты – которые существенным образом доминирует в яйцеклетке и в эмбрионе». Зачатки психики появляются не  с рождением, как утверждают многие именитые психологи. Зачатки психики появляются в момент оплодотворения яйцеклетки. Именно в этот момент появляется инстинкт, который будет управлять очень сложными действиями, создавая формообразующий инстинкт.

     «Эмбрион делает все, чтобы дифференцировать себя. Он создает  кожу, это уже кое-что, чтобы отделиться от матери, и он отделяет себя настолько хорошо, что у него появляется сердечный ритм и совершенно другая фундаментальная организация. Это работа, которую мы можем назвать работой личности» (1984,11).

 

  1. 5.   Висцеральный разум и желудочно-кишечный невроз.

     Жане, так же как это происходит и в биосинтезе, различает три основные формы сенсорной информации: экстероцепция (информация от пяти органов чувств), проприоцепция (информация от мышц) и интероцепция (информация от висцеральных органов). Также как и Герда Бойсен 8 годами позже  в ее теории о психо-перистальтике, Жане фокусируется на  взаимоотношениях между висцеральными ощущениями и эмоциональностью, и создает целостную  желудочно-кишечную теорию невроза, в которой он видит тесную связь между функциями перистальтики кишечника и эмоциональной экспрессией. Жане ссылается на  совокупный эффект оcознавания внутренних ощущений как «cenesthesie»[5] от греческого «koinos» (общий, целый) и «aisthesis» - чувствительностью кожи, и говорит о мирах  взаимодействия между различными ощущениями органов.

     Жане пишет о висцеральном разуме и цитирует ряд исследователей, которые еще до него подчёркивали важность внутренних ощущений тела  для создания/восприятия нашего образа тела. Эта тема предвосхитила центральное место образа тела в формировании эго, что позднее изучалось Паулем Шильдером, одним из учителей В.Райха в 20-ые годы XX века.  В своей желудочно-кишечной теории невроза Жане обнаруживает, что висцеральные недомогания часто сопровождаются эмоциональными нарушениями  и депрессивными состояниями, ассоциированными с эмоциональным дисбалансом или сильной слабостью. «Лечение этих висцеральных симптомов, - пишет Жане, – часто сопровождается полным излечением невроза» (1971,81.) Еще раз мы видим ясную связь с работой Альфреда Адлера, который признавал Жане одним из источников для его работы по органическому неврозу.

 

  1. 6.   Каналы контакта.

     В биосинтезе мы работаем с основными каналами контакта, включая прикосновение (как описано выше), способность глаз видеть, чувствительность ушей  к  звукам и голосу. В 1896 году Пьер Жане представил на Конгрессе по психологии в Мюнхене результаты своего исследования качества визуального и аудиального внимания в отношении к эмоциональной реакции. Он смог показать, что невротические процессы были связаны с гипо- и гиперчувствительностью к сигналам, поступающим через глаза и уши.  Когда Жане описывает случаи, перед нами предстает человек, который не просто интересуется тем, что говорит клиент, но и тем, как он выглядит и как контактирует глазами. Ранний интерес Жане к процессам, связанным со слышанием и слушанием (которыми пренебрегли в других формах телесной психотерапии), предопределит  позднее более детальные исследования французского врача Томатиса. Для Жане это было вопросом «переобучения сенсорных функций».

 

  1. 7.   Мышечный разум и кинестетическое чувство.

     Проприоцепция[6], информация о состоянии мышцы, передаваемая мышечными веретенами, и относящаяся к гамма-системе, - фундаментальная часть образа тела, нашего заземления в мире и того, насколько хорошо мы координируем и организуем движения. Жане уделял особое внимание кинестетическому ощущению и чувству баланса. Он цитирует ранних авторов, которые по-разному  описывали  проприоцепцию как мышечное ощущение, чувство активности, мышечный разум, чувство движения, двигательную способность и кинестетическое восприятие.  Он говорит об этом как о нашем «шестом чувстве», помимо пяти основных. Он также комментирует, что в XVIII веке, а это почти триста лет назад,   было огромное количество научных трудов, в которых сообщалось о кинестетическом чувстве, но уже в начале XIX века его значение было преуменьшено. Замечу, что истоки работы Жане более чем на сто лет старше его!

 

  1. 8.   Движение и интенциональность[7].

     Жане понимает, что движение и разум неразрывно связаны. «В разуме нет ничего, - пишет он, - только действие и производные от действия». Современные исследования показывают, что удержание глазных мышц от движения приводит к исчезновению способности зрительного восприятия. «Нейропатические дисфункции, - говорит он нам, - непрямой результат несовершенства действий, и эмоция является лишь производным возбуждением на месте неадекватного адаптационного действия» (1971,211). Здесь Жане предвосхитил развитие соматической психологии, как это подразумевается в теории подавления действия Генри Лабори, который признавал идеи Жане в качестве одного из источников своего органо-динамического понимания невроза, получившего развитие частично на основании идей Анри  Эйя, ученика Жане… Работа Лабори была развита в рамках телесной психотерапии и биосистемного подхода Джерома Лисса изначально в Париже и позднее в Риме, а также в биосинтезе.

     Жане также предвосхитил и соматический подход к терапии  травмы Питера Левина, который основное внимание уделял разрешению травмы через высвобождение неиспользованного двигательного потенциала. Обе работы, и Лабори и Левина, представляют собой взгляды, которые являются основой телесной психотерапии и биосинтеза. Психологический анализ для Жане  всегда является психо-физическим анализом, а психотерапия для него  - терапия, которая всегда использует поведение, «иначе говоря, действие, функционирование органов. В психотерапии мы всегда держим в фокусе внимания действия: уменьшая или усиливая их. Психологическая терапия…- это трансформация способа функционирования» (1971,210).

     Для Жане было очевидным, что психотерапия (как мы помним, термин был введен Ипполитом Бернхеймом[8]), будет включать переобучение движению. В рамках идео-динамических принципов не только идеи выражаются в действии,  а намерения (интенции) - в моторных ориентациях, как это показал Дарвин за два десятилетия до Жане, но и из действия может возникнуть новый разум, а из освобожденной подвижности  приходят новые образы.  Жане описывал свою работу по переобучению в трех направлениях: вспоминание старого движения; прекращение бесполезного движения; побуждение к успешным движениям. Ведущим принципом было «освоение и закрепление новых тенденций». Под тенденциями Жане понимал интенциональность. Жане был активным со своими пациентами: он работал с моторными паттернами рук, и не только  «лежа на кушетке» (имеется в виду стоя, сидя, т.е. при «активном» участии пациента –прим. переводчика). Он говорил, что необходимо заново научиться ходить.

     В работе с пограничными пациентами все больше признания сегодня находит идея о дефиците  базовых навыков, которые не были освоены в младенчестве. Жане верил, что в двигательной работе необходимо развивать навык  моторной координации. Сейчас очевидно, что этот навык является основным для формирования эго с его укоренением в схеме тела. Жане объясняет это следующим образом:

     «Он не знает механизм действия, который он намерен освоить. Он не знает, как разложить его на элементы или повторить полезные движения отдельно, или сделать действие с напряжением, которое фиксирует направление» (1971,210). Это точно описывает недостаток поддержки и заботы у пациентов, с которыми он работал. Таким образом двигательная работа Жане была направлена на создание новых паттернов. Это подразумевает обучение пациентов природным движениям, которые происходят бессознательно у живых существ из элементов, которые мы не осознаем, и комбинаций, которые мы не понимаем» (1971,211).

     Современные исследования детей, представленные  Джоржем Даунингом (George Downing)  на Конгрессе по телесной психотерапии в Базеле в  ноябре 1996 года, через 100 лет после работ Жане, описывают «аффекто-моторные схемы», которые врожденно запрограммированы для обеспечения соматического, эмоционального и моторного развития. Удивительный факт, что работа Джорджа Даунинга была проведена в госпитале Сальпетриер в Париже, там же, где Пьер Жане начинал свои исследования веком ранее. Аффекто-моторные схемы, которые описывает, Джордж Даунинг, соответствуют тому, что в биосинтезе мы называем моторными полями интенциональности. Несмотря на невротические нарушения или задержки в развитии эти аффекто-моторные схемы пребывают в латентном состоянии, как потенциал, в ожидании, когда окружающая среда актуализирует их. Моторно-кинестетичекая работа с шизофрениками показала себя невероятно эффективной в изменении их образа тела и улучшении чувства реальности перцептивной системы. Жане признавал, что подвижность является ресурсом, и что обучение происходит от латинского слова «educare» - воспитывать, выращивать.  Таким образом Жане видел, что клиенту необходимо активировать его нереализованные ресурсы. «Это всего лишь вопрос использования ресурсов, которыми субъект уже обладает. Врач показывает субъекту, что у него в распоряжении находятся важные ресурсы, которые он забыл использовать» (1971, 259). Этот искусный диалог между приобретением новых навыков во время развития и открытием скрытых потенциалов, тенденций и аффекто-моторных схем, предвосхищает обсуждение относительно «открытия» и  «развития», и их противопоставлению друг другу в психотерапии, инициированное Андреасом Выховски (1997) в биосинтезе.

 

  1. 9.   Посттравматический шок.

    В современных исследованиях посттравматического шока существует концепция, что телесные процессы совершенно необходимо понимать. Швейцарский Красный Крест при работе с жертвами пыток рассматривает психо-физическое лечение в качестве основного, т.к. воспоминания о травме закодированы в теле. Работа Пьера Жане практически заново открывается особенно в этой сфере.  Джеффри Массон в своей книге «Надругательство  над правдой» показал, как Фрейд изначально принял идею о том, что в основе любого невроза лежит травма, но позднее отказался от этой концепции в пользу теории, в рамках которой травматические события, в частности сексуальное развращение  или злоупотребление, были скорее фантазиями детей, нежели чем реальными событиями. В настоящее время целые политические идеологии, особенно в Америке,  сплотились вокруг теории травмы Фрейда и его теории о «фантазии», в жарких дебатах о ложной или истинной  памяти.

     Современные исследования в области травмы, начиная с 80-хх годов XX века, вновь открыли важность ранней концепции Жане о диссоциации. В 1883-1885 годах Фрейд и Брейер вслед за Жане писали: «истерики страдают преимущественно от воспоминаний… травматический опыт постоянно напоминает о себе пациенту и это доказывает силу того опыта: пациент, как кто-то может сказать, фиксирован на своей травме» (Фрейд и Брейер, 1895). В 1886 году в своей статье «Наследственность и этиология неврозов» Фрейд покончил с теорией диссоциации (которая вновь подтверждается современными исследованиями травмы)  и выдвинул контраргумент: «Я считаю, что нет никаких оснований предполагать существование таких  гипнозо-подобных состояний».

     Как и Жане, Абрам Кардинер, пионер в области исследования травмы в 30-х годах XX века, определил травматические неврозы как «физионеврозы», точно также, как сейчас это делает Красный Крест.

     «Именно благодаря поиску травматических воспоминаний, - говорит нам Жане (1971,189), - появились все методы психоанализа, которые, как мы помним, родились собственно из психологического анализа, возникшего десятилетием ранее». То, что он говорит о «реальной памяти» в психоанализе можно применить к тем психотерапевтам, которые ищут травму везде: «психоанализ - это не просто психологический анализ, который пытается  обнаружить какой бы то ни был феномен и законы этого феномена. И это расследование т.н. «уголовного дела» признает сам факт виновности и будет преследовать виновника (прошлое, ответственное за текущие проблемы), даже если он будет «постоянно менять внешность. Кто-то даже сравнивает психотерапевта с детективом» (1971,274).

     Жане также предупреждает, что необходимо соблюдать баланс в этих жарких дебатах, который поддерживается в работе о травме Питера Левина, как это описано в его последней статье «Память, травма и исцеление» (Энергия и характер, т. 28, 1997). Вот что говорит Жане:

     «Такие мысли определили в начале моих исследований очень специфические меры безопасности при работе с травматическими воспоминаниями и их исцелением. Обнаружение таких воспоминаний  очень важно для интерпретации и лечения некоторых видов неврозов: абсолютно необходимо обнаружить их, если они существовали. И так как мы понимаем, что такие воспоминания могут отсутствовать, точно также необходимо не обнаружить их, когда их не было. Между теми, кто всегда считают, что у них нет травматических воспоминаний и даже игнорируют их существование, и теми, кто воображает их буквально везде, было бы справедливым разместить тех, кто допускает  наличие таких воспоминаний в определенных случаях» (1971,276).

     При работе с травмой Жане  осознает, что «воспоминания становятся травматическими только потому, что реакция на событие была «неправильной». «Необходимо помочь субъекту, - говорит он, - совершить необходимые внешние действия. Теперь ему должны помочь совершить внутренние действия, связанные с событиями прошлого» (1971,242). Такой подход приводит Жане к моментальному инсайту, что является фундаментом современного подхода к лечению травмы, по крайней мере, как это понимается в биосинтезе, соматической терапии и датской школе «Телесной динамики»  («Kroppsdynamik») в Копенгагене - «забыть прошлое означает «действительно изменить поведение в настоящем».

 

     10. Основные принципы исследования образа тела и схемы тела.

     Доуи Тимерсма (Doouwe Tiemersma), исследователь истории изучения схемы  и образа тела, говорил о том, что «Пьер Жане считал изменение образа тела фундаментальным психическим нарушением, чувством незавершенности» (Tiemersma, 1989,115). Жане изучал ранние работы Бэлла  о мышечном чувстве, Бастиана (Bastian) о кинестетическом чувстве, Бонньера (Bonnier) об образе осанки. Жане также был современником немецкого нейролингвиста Вернике (Wernicke), который писал о соматопсихике как об одном из аспектов тройственного понимания, которое включало ауто-психе и алло-психе. А они в свою очередь были явно связаны с работой британского нейролингвиста Чарльза Шеррингтона (Charles Sherringtom), который особый акцент делал на проприоцепции, интероцепции и экстероцепции.  Это было тройственное понимание трех функциональных систем, связанных с внутренним миром, внешним миром и «междумиром».  Этот мир «между», соматопсихика, используя проприоцептивную информацию и кинестетическую обратную связь был основой для понимания, во-первых, схемы тела, а во-вторых, - образа тела.  Жане также признает работу Шеррингтона. Более поздние труды об образе тела, написанные Холмсом и Хэдом (Holmes and Head) в 1911,  и Паулем Шильдером в 1923 году основывались на этих ранних идеях  психофизиологов второй половины XIX века. Пауль Шильдер  был одним из учителей Вильгельма Райха, и так как  психоаналитики начали пересматривать идею отчуждения от тела, прежде всего они обратились к классическим работам об образе тела. И в данном случае они опять «стоят на плечах» Пьера Жане.

 

     11. От анализа к синтезу.

     Жане, основатель психологического анализа, видел изучение и понимание невротических  расстройств и патологии как результат двух тенденций, которые он называл астения и гипотония. Астенией он называл недостаток психологической силы. «Не только тенденции, - пишет он, - представляют склонность совершить серию движений… но они также должны обладать силой, способной произвести эту серию движений… В течение многих лет я собирал записи (мы помним его комнату с 5000 кейсов), чтобы показать, что каждая тенденция, даже самая медленная и самая маленькая, обладает определенным зарядом» (1971,136-7). Этот заряд не что иное, как то, что Фрейд позднее назвал «катексисом[9]», и что Вильгельм Райх  изучал как энергетические процессы в тканях. В этой концепции заряда как «силы» Пьер Жане предвосхитил акцент телесной психотерапии на энергии, притоке, освобождении, разрядке, метаболизме. Еще одной сферой интересов Жане был процесс, который он называл «психологическое напряжение». Под «напряжением» он понимал нечто иное, отличное от того, как мы сегодня поняли бы это слово. Он имел в виду степень развития структуры в теоретической модели, которая рассматривала некоторые функции человека как переход на более высокий уровень упорядоченности. Напряжение  у Жане больше похоже на то, что мы бы назвали  «согласованность, связь, целостность».  Это же слово использует Генри Фаурэ (Henry Faure)  в его предисловии к переизданию книги Жане о психологическом автоматизме в 1989 году. Эта концепция согласованности предвосхищает работу современной эго-психологии о «возникновении структуры». Но необходимо помнить, что с самого начала Жане, а также Фрейд после него, видели чувство контакта с чьим-либо телом  центральным процессом в построении «структуры». То, что Жане называл гипотонией было низким уровнем согласованности, дефицитом структуры. В этой концепции он обращает наше внимание на принцип того, как мы организуем наши жизни, на качество самоорганизации.

     Формативный принцип в биосинтезе признается таким же базовым, как и энергетический, он ведет к интегрированным уровням экспрессии,  обеспечивает природную функцию синтеза между действиями для преодоления и выхода за пределы расщепления  и фрагментации, которая существует в невротических процессах. (Этот постулат признается не во всех школах телесной психотерапии). Слово «биосинтез», заимствованное у английского психолога Фрэнсиса Мотта, выражает этот основополагающий, формативный, принцип. В работе Пьера Жане психологический анализ проблем и невротических условий необходимо было завершить психологическим синтезом. В то время как гипотония  включает некую форму регрессии, откат назад в своем развитии, синтез связан с прогрессом, с более высоким уровнем интеграции и целостности. Для Жане это было связано с тем, что он называл «презентификация» способности быть в контакте с собой и другими здесь и сейчас, без ощущения тревоги, возникающей из прошлого или сомнений относительно будущего. Для Жане, как дедушки телесной психотерапии, нет необходимости повторять, что для него возможность быть  в настоящем брала свое начало в формативном  процессе и степени контакта личности с собственным телом. Именно это качество  Жане  называл «телесностью (corporality)», именно в ней он видел основу нашего существования.

 

  1. Ellenberger, Henry  «Pierre Janet and psychological analysis» in the Discovery of the Unconscious: the history and evolution of dynamic psychiatry, Basic Bks, US 1970.

На русском языке: Эленбергер Генри «Пьер Жане и психологический анализ» в открытии Бессознательного: история и эволюция динамической психиатрии. Бэйсик Бкс, США. 1970.

  1. Janet, Pierre Les Actes et le dedoublement de la personalite pendant la sombambulisme, in Revue Philosophique, XXII, Paris 1886
  2. Janet, Pierre  l’Automatisme Psychologique, Paris, Alcan, 1889

На русском языке: Жане Пьер — «Психический автоматизм. Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека»

  1. Janet, Pierre  Contribution a l’etude des accidents mentaux chez les hysteriques, Paris 1893
  2. Janet, Pierre  No e sur quelque spasms des muecles tionc chez lesxhysteriques, France, Paris 1895.


[1]  Пьер Жане – французский психолог, врач, философ и психотерапевт, исследователь диссоциации и травматической памяти - Прим. переводчика
[2] Ernesto Rossi “Psychobiology of mind-body healing”
[3] Чувство незавершенности (с французского) - Прим. переводчика
[4] Внушение, суггестия (лат. suggestio) – психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок  - Прим. переводчика. 
[5] Общее ощущение собственного тела – Прим. переводчика
[6] Ощущение относительного положения частей тела – Прим. переводчика
[7] Свойство сознания быть направленным на предмет - Прим. переводчика
[8]  По другим данным впервые ввел в научный обиход термин психотерапия Тьюк (Tuke D. Н.) В 1872 г. – Прим. переводчика.
[9] Концентрация психической энергии на каком-либо объекте - Прим. переводчика.
 
Перевод Екатерина Ерёма