Что такое Бодинамика? Бодинамический анализ тела - новое направление телесной психотерапии

 

 

О подходе

Датский психотерапевт Лисбет Марчер и ее коллеги внесли большой вклад в создание нового языка телесной психотерапии, основанной на более подробном, чем у Райха и Лоуэна, психодинамическом знании тела. Базируясь на 25-летнем клиническом опыте и исследовании развития ребенка и функционирования взрослого, они создали подробную, членораздельную, структурированную теорию.

Анализ динамики тела (или Бодинамический анализ, или просто Бодинамика) - это убедительная теория соматической психологии развития, интегрирующая современные исследования психомоторного развития ребенка, анатомии, физиологии и социальной психологии с глубиной психотерапевтических систем. Это ориентированная на ресурс телесная психотерапия, основанная на детальной модели моторного, социального и психологического развития, делающая акцент на пробуждении телесного Эго клиента через активацию его моторных и психологических ресурсов.

Ключевые аспекты Бодинамической модели:

  1. Концепция взаимной связи, которая заключается в том, что движущей силой развития ребенка является его стремление к установлению обоюдной связи и бльшего единства с другими людьми и миром.

  2. Гипотеза, что мышцы реагируют на стресс одним из двух способов: смирением и отказом от действия (т.н. гипоотклик) или сверхконтролем (т.н. гиперотклик).

  3. Теория о связи психического и моторного развития; выделение семи стадий развития и «картирование» этих стадий.

  4. Модель структур характеров, соответствующих семи стадиям развития. Внутри каждой стадии выделяются три позиции: преобладание гипо-, гипер- или сбалансированной реакции мышц, что соотносится с определенными психологическими паттернами взаимодействия с миром.

  5. Модель аспектов и функций эго.

  6. Работа с травмами развития и шоковыми травмами

В то время, как телесные психотерапевты зачастую работают напрямую с эмоциональными и энергетическими процессами в теле, бодинамическая терапия начинается с подробного анализа измеряемого ответа мышц клиента, за которой следует работа прежде всего с его структурами характера, шоковой травмой и функциями эго, и тем, как они влияют на качество его жизни.

 I. ВЗАИМНАЯ СВЯЗЬ И ДОСТОИНСТВО – ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БОДИНАМИКИ

 

Понятие Взаимная связь определяется в Бодинамике как очень близкие отношения, возникающие между двумя или более людьми, в которых каждый человек сохраняет свою индивидуальность. «Находясь в отношениях, основанных на взаимной связи, партнеры привносят в них вербально и/или невербально свой опыт и эмоции; они понимают и принимают, что их переживания и эмоции могут отличаться; в этом обмене они поднимаются на новый уровень опыта, приобретают новые знания о себе и другом человеке»[1].

Подтверждения своим идеям, Лисбет нашла в работах Л. Выготского и М. Лисиной о развитии ребенка, Д. Боулби о теории привязанности, М. Малер о процессах сепарации/индивидуации, в книгах К.Лоренца  об особенностях установления связей у животных и их решающем значении для существования и выживания, а также в работах датского физика Нильса Бора о связанности частиц, двигающихся в противоположных направлениях со скоростью света при делении ядра.

В своем интервью Питеру Бернхарду «Индивидуация, взаимная связь и телесные ресурсы»[2] Лисбет Марчер говорит: «Я считаю, что взаимосвязь – основной драйв человека и основная задача его развития. Когда взаимосвязь прерывается, развитие оказывается блокированным. Задача терапии, как я ее понимаю, помочь клиенту исцелить прерывания и восстановить развитие». Таким образом, обратная связь считается одной из базовых мотиваций человека, во многом определяющих  его развитие.

Другой базовой мотивацией человека является сохранение контакта с собственными естественными природными импульсами и своим ядром, в связи с чем бодинамики вводят понятие Достоинство. «Мы используем термин Достоинство для описания внутреннего чувства признания и уважения человеком собственных ценностей и глубоких этических принципов, и ощущения способности жить в соответствии с ними. Достоинство также означает подлинное принятие определенных обязательств, прав и действий…Достоинство подразумевает подлинность, аутентичность, оно порождает стремление человека к самопознанию и саморазвитию, которые  являются результатом его взаимоотношений с другими людьми» - пишет Марчер, разъясняя Основные понятия Бодинамической системы в Телесной Энциклопедии.

Бодинамические терапевты считают, что при возникновении сильного или длящегося во времени внутреннего конфликта между потребностью установления взаимной связи и сохранением достоинства происходит остановка в развитии, фиксация на определенном способе совладания с конфликтной ситуацией, что приводит к формированию характера.

 

 II. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОНЦЕПЦИИ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЫШЦ

 

До создания собственной концепции отзывчивости мышц Марчер работала с разрушением панциря (брони) клиента и гипертонусом его мышц, что соответствовало существующей в то время практике. Однако она была обеспокоена тем фактом, что эта практика могла вводить некоторых клиентов в психотическое состояние, в особенности, если они в прошлом переживали посттравматическое стрессовое расстройство. Проблемы, возникавшие при применении релаксационного подхода, заставили ее искать новые методы работы.

Возможной альтернативой работе с броней могла стать модель, описание которой Лисбет нашла в статье норвежского психотерапевта Лиллемор Джонсен. Джонсен в сущности писала о своей работе с гипотонусом мышц, в результате которой ее пациенты начали заново приобретать жизненный импульс. Марчер осознала, что подобная работа с гипотонусом  поможет решить возникшие проблемы. Она отошла от распространенного в те годы подхода избавления от защитных систем, на опыте убедившись, что  система защиты – это соответствующий ответ на трудности, возникший в ходе развития, и что этот ответ сам по себе не является негативным, хотя и может вести к неподходящему многим ситуациям поведению.

Такое понимание соответствовало и личному опыту Марчер, которая в ходе сеансов релаксации испытывала сильный страх. Ее детство проходило в оккупированной немцами Дании, когда каждый момент был пропитан страхом за жизнь. В эти же годы Марчер начала заниматься гимнастикой, которая оказалась для нее большим жизненным ресурсом. Гимнастика же, как известно, связана не с релаксацией, а с мобилизацией мышц. Сеансы релаксации привели к обратному эффекту и повторному переживанию сильнейшего страха. 

В своей работе Марчер больше сфокусировалась на ригидности защитных систем, которая проявляется в одном единственном способе реагирования на различные ситуации. Она увидела, что именно при «размягчении», а не уничтожении защит у клиента появляется больше возможностей реагирования на происходящее. В сущности, если клиент больше осознает свои системы защит, он может их распознавать и выбирать, использовать или нет. А когда возможен такой выбор, защита становится больше похожей на ресурс, нежели на ограничение.

В 1969 году Марчер пригласила Лиллемор Джонсен в Данию для проведения обучающего семинара. Джонсен показала, как она работала с различными областями тела, и как она "слушала мышцы", как прикасалась к клиентам и наблюдала изменение их дыхания в ответ на воздействие. Однако, однажды обучившись тому, что она делала, она не могла точно сказать, как именно она выбирала, где прикоснуться, или точно объяснить, что она делала своим прикосновением. Это затрудняло обучение у нее.  Каким-то образом она работала с эластичностью мышц и влиянием прикосновения на дыхание.  При этом она работала в основном с пациентами, имевшими сильные ранние нарушения.     

Лисбет Марчер поставила перед собой цель:  найти  такой способ работы с гипотонусом, который она могла бы описать окружающим, и который можно было бы преподавать. Она также осознала, что слово "тонус", которое использовала Джонсен и др., не слишком подходит для этой новой работы. В то время оно имело другое, и очень специфическое значение в физиотерапии.

Вместо этого было выбрано слово "отклик" (или «реакция», или «отзывчивость»). Марчер изучала отклик мышц полгода, до тех пор, пока не смогла выделить базовые паттерны гипер- и гипоотзывчивости.

     Со временем работа становилась все более и более определенной.  В то время, как Джонсен наносила на карту зоны тела, Марчер начала тестировать и наносить на карту конкретные мышцы и части мышц. Были предприняты долгосрочные эмпирические исследования на границе между физиологией, моторикой и психологией. Была выявлена корреляция между анатомическими и психологическими функциями определенных мышц и возрастным периодом, когда они начинали подчиняться произвольному контролю. Через некоторое время, по мере роста определенности, появилась  современная форма «Карты тела», которая продолжает уточняться до сих пор.

Зная о функциях мышц, Марчер стала искать систему, помогающую организовать все эти знания. Первым способом описания стала хронологическая система. Все мышцы были разбиты на группы, согласно их активизации в ходе развития (последовательно по трехмесячным периодам). Эта система получилась очень громоздкой, в ней было слишком много временных периодов, которые к тому же было не так легко связать с особенностями взрослого поведения.

Марчер изучила идеи о структурах характера Райха и Лоуэна, которые располагали материал также хронологически. Ее выбор остановился на основных темах развития каждой возрастной стадии. Она стала соотносить, как психомоторные функции мышц связаны со специфическими темами и задачами развития. Ее вдохновила работа Фрэнка Лэйка, который много писал о классических «шизоидной» и «истерической» структурах характера. Он писал, что эти, абсолютно по-разному проявляющиеся структуры, формируются в результате различных реакций на события одного и того же возрастного периода. Лисбет обнаружила, что эти две структуры связаны соответственно с общей гипо- или гиперреакцией (гипо- или гипероткликом) на события, с которыми сталкивается человек в определенный период времени. Она распространила эту возможность двойственного реагирования на все структуры характера.

Кроме того, что особенно важно, Марчер понимала, что на каждой возрастной стадии развития может быть получен достаточно хороший опыт, что ведет к третьей возможности: здоровой или ресурсной позиции. Это дополнение было сделано под влиянием принятой в Дании системы образования, которая опиралась на модель здорового развития и функционирования. Используя эту модель, учитель смотрел, чего не хватает, научения чему не происходит, и помогал ребенку получить пропущенное. Марчер приложила этот принцип к терапевтической работе со взрослыми.

 

      III.  РАСКРЫТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Согласно бодинамике важнейшей гипотезой для понимания поведения человека является идея об основной мотивации его развития, которая выражается через внутреннюю потребность достичь богатых, сложных и страстных отношений с собой, родителями, сверстниками, сообществом, животными, природой, окружающим и духовным миром. Марчер назвала это «стремлением к установлению взаимной связи».

Новорожденное дитя в основном управляется двигательными рефлексами, и произвольного контроля поведения у него еще не существует. По мере роста, определенные мышцы начинают подчиняться произвольной регуляции. Приобретаемые способности поднимать и поворачивать голову, сосание, переворачивание, движение, ползание, и хватание, требуют контроля над новыми мышцами. Все более и более сложная и тонкая деятельность ребенка - двигательная, социальная, психологическая, когнитивная и вербальная - выражается через его возрастающий контроль над движениями. Ребенок учится хватать и отталкивать вещи, которые ему не нравятся. Он учится сохранять равновесие, используя малые мышечные движения в процессе ходьбы или стояния. Его ладонь продолжает развиваться до шести или семи лет, когда становится возможным настоящее письмо.

Марчер и ее коллеги задались вопросом: "В каком возрасте каждая мышца начинает включаться в процесс развития и подчиняться произвольному контролю, что доказывается конкретным движением или способностью его совершить?" Это знание можно было получить из прямого наблюдения за детьми и вообще из огромного пласта исследований перцептивного и двигательного развития в детстве, в частности исследований Бритты Холл и других скандинавских исследователей. Путем тщательного изучения Марчер и ее коллеги связали определенные движения выделенных возрастных этапов с соответствующими мышцами.

С помощью пальпации  и других видов  активации определенной мышцы и наблюдением того, какие психологические моменты пробуждаются, бодинамики исследовали природу "психологического содержания" мышц. Они также наблюдали, какие мышцы активизируются, когда клиент говорит о своем эмоциональном опыте. Для определения связи определенных психологических моментов со специфическими мышцами было обследовано огромное количество людей. В процессе формирования теории было проанализировано более 15.000 сессий через совместные отчеты и клиента и терапевта. Это исследование выявило корреляции между психологическим моментом и мышцей, а также задействованным возрастным периодом. Была найдена связь эластичности и способности мышцы к ответу с паттернами ресурса, отказа и приверженности человека к определенному виду поведения.

Пример: Можно попросить клиента отталкиваться от сопротивления, даваемого его рукам (при этом используются мышцы трицепса). Если расспросить большое количество людей, выполняющих это действие, об их опыте, большинство будет говорить о желаемой дистанции между ними и другими людьми, о том, насколько безопасно они чувствуют себя при самозащите, о том, чего они хотят или не хотят. В то время, как индивидуальный опыт уникален, есть нечто общее в теме. В данном случае темы связаны с установлением границ и произнесением слов "стоп" или "нет". Действие толкания с использованием мышц трицепса выявляет и объясняет природу субъективного (и исторического) опыта клиента в произнесении "нет", а также последствий этого действия.

 

     IV.   МЫШЕЧНЫЙ ОТКЛИК И ФУНКЦИЯ

Еще одна важная гипотеза Бодинамики касается временного периода, когда мышцы индивида начинают подчиняться произвольному контролю. Было эмпирически установлено, что существует критический период, в котором в них запечатлевается определенный опыт, или, говоря другими словами, образуется некий импринт. Этот импринт относится не только к физической силе или кинестетической способности. Он касается психологического содержания или момента, связанного с деятельностью или функцией этой мышцы. Таким образом мышца кодирует или "запоминает" то, что случается в эмоциональной/психологической среде того временного периода, когда она начинает подчиняться сознательному контролю.

Нейтральные или ресурсные мышцы

В то время, когда мышца впервые начинает подчиняться произвольному контролю, а также начинает использоваться в своей психомоторной функции, ребенок становится очень отзывчивым к тому, как окружающая среда принимает и отвечает на его данное конкретное действие. Если использование мышцы в самовыражении встречает соответствующее позитивное подтверждение и подкрепление, в ней будет развиваться т.н. нейтральная отзывчивость. Мышца будет гибкой, упругой, "идеальной", импульс в ней будет хорошо ощущаться, и движение в соответствующих обстоятельствах легко осуществляться. Одновременно, такая мышца будет оставаться расслабленной, или не функциональной, когда ее активности не требуется. Когда у мышцы есть возможность выбора, отвечать, или нет, действовать, или нет, так, как диктует ситуация, ее на языке бодинамики называют мышцей, имеющей ресурс.

Реализация психологической функции Эго зависит от того, какое состояние мышцы, какая ее игра интегрирована в сознании. Например, когда мышцы ног, поддерживающие позу, имеют ресурс, субъективное переживание человека заключается в том, что он может настаивать на своем.

Импульсы и эмоциональная окраска жизненных моментов, связанных с этими ресурсными мышцами, легко доступны осознаванию, в противовес тому, чтобы оставаться в предсознании или в бессознательном. В физических терминах бодинамики описывают эту мышцу, как имеющую нейтральную эластичность, или нейтральную отзывчивость. 

Важно делать различие между эластичностью и тонусом мышцы. Тонус мышцы обусловлен использованием ее в жизненных ситуациях или упражнением. Мышца может быть хорошо выстроена, или сильна, но тем не менее не быть отзывчивой  и отсутствовать с точки зрения выполнения психологической функции. О такой мышце в бодинамике говорят, что она, несмотря на хороший тонус (силу), является гипоотзывчивой.

 Бодинамики часто рекомендуют своим клиентам специальные упражнения как один из способов осознания тела и укоренения новых ресурсов. Само по себе упражнение никак не влияет на отзывчивость, оно изменяет только тонус мышцы. Чтобы добиться стойкого изменения в отзывчивости мышцы, а также устойчивого изменения поведения, опыт использования мышцы должен быть увязан с вербальным обсуждением и осознанием моментов, повлиявших на ее психологическое содержание.

Гипоотзывчивые мышцы

Если ребенок многократно или повторно подвергается фрустрации в начале временного периода, в котором психомоторное действие впервые подпадает под произвольный контроль, мышца может стать слабой в плане отзывчивости. Этот ослабленный отклик может также возникнуть, если ребенок сталкивается с невыполнимой задачей, или сильно напрягается в этом аспекте развития, не имея достаточно сил и поддержки, чтобы справиться с конкретным стрессом. В дальнейшем использование этой мышцы может сопровождаться различными степенями отказа, заторможенности или потери импульса.  В бодинамике эту тенденцию называют гипооткликом, а мышцугипоотзывчивой. Став взрослой, такая личность, образно выражаясь, не чувствует достаточного импульса в мышцах, и поэтому психологическая функция не так доступна. Когда активизируется гипоотзывчивая мышца, человек может почувствовать себя усталым, движения могут ощущаться слишком трудными или болезненными, его можно легко привести в замешательство, у него возникнет желание сдаться. Временами могут возникать отчаяние, грусть и беспомощность. Эти чувства отражают те чувства, которые имели место в момент мышечного импринтинга.

Гиперотзывчивые мышцы

Если ребенка во время периода импринтинга фрустрировать не слишком рано и часто, а несколько позже, когда он уже сформировал некоторые физические и психологические способности, связанные с мышцей и ее действием, он будет в разной степени сдерживаться или бороться за свое право самовыражения. В этом случае разовьется другой импринт, который бодинамики называют гипероткликом.

Гиперотклик – это в некотором смысле  то, что называется ‘телесной броней’ в концепции Райха, признаваемой большинством современных психотерапевтов. У взрослого человека импульс в гиперотзывчивой мышце имеет тенденцию к сдерживанию, и/или может принудительно повторно вызываться.  Когда задействована гиперотзывчивая мышца, человек может ощущать разную степень контроля, тяжести, напряженности, ригидности, и/или приложение слишком большого  усилия. Имея высокую степень контроля, человек может ощущать себя “отрезанным” от других и от собственной энергии, а также испытывать недостаток гибкости и упругости. Он теряет полноту своей энергии. Любопытно, что в стрессогенной  культуре нашего времени, некоторая степень гиперотзывчивости в определенных мышцах необходима для того, чтобы противостоять стрессам окружающего мира. Личность, у которой гиперотзывчивость отсутствует, очень уязвима и может быть легко сбитой с толку.

Фасция и сухожилие

Идея психологического запечатления применима также к другим тканям тела. Бодинамики убеждены в том, что большая часть, если не все мягкие ткани, могут иметь нейтральную, гипо- и гипер- динамику отзывчивости. В частности, определенные отклики некоторых фасций и сухожилий указываются ими на «Карте тела». Фасция - это система волокон, которая оплетает практически все мягкие ткани тела (органы, мышцы, и т.д.), служит покровом, стяжкой, связыванием и поддержкой этим структурам.

Фасция тестируется тем же способом, что и мышца, несмотря на то, что ее расположение иное. Обычно необходимо приложить усилие, чтобы отличить ткань мышцы от ткани фасции, т. к. они переплетены между собой. С психологической точки зрения, фасция более примитивная, менее выделяющаяся, чем мышца, структура, и ее функционирование больше регулируется рефлекторной системой, чем произвольной. Часто фасции больше, чем мышцы, подвергаются воздействию шоковой травмы, при которой произвольная система обезоружена непроизвольной.

Как меняется мышечный ответ

в зависимости от жизненной ситуации

Опыт бодинамиков показывает, что карта тела отражает, что происходило в истории развития человека и что происходит в его текущей личной жизни (эмоциональной, когнитивной, социальной и психологической). Если периодически на протяжении многих лет картировать человека, который никогда не проходил терапию, карта его тела возможно будет изменяться, отражая изменения его жизненной ситуации. Он входил в различные жизненные фазы, сталкивался с различными стрессами, люди приходили в его жизнь и уходили из нее, и т.д. Паттерны характера выглядят на карте относительно устойчиво и без терапии или каких-либо других важных событий меняются незначительно (во всяком случае в лучшую сторону). Иногда под влиянием стрессов или потерь, или каких-то других ситуаций структура характера меняется в худшую сторону, становясь более ригидной или покорной, или и то, и другое одновременно.

Согласно бодинамике характер человека окончательно складывается к подростковому возрасту или к молодым годам взрослости. Если в течение этих лет жизнь обходится с нами достаточно хорошо, мы можем смягчить наше к ней отношение и сфокусироваться на позитивных жизненных целях. Если же жизнь человека тяжела, человек все более закрывается в своем структурном отношении к миру. Исторический обзор этих стрессовых лет часто может коррелировать с более «темными» мышцами на карте.

 

     V.   СТРУКТУРЫ ХАРАКТЕРА И ЭГО ФУНКЦИИ

«Структура характера» - термин, используемый в психологии для обозначения типичных паттернов поведения человека, особенно в стрессовых ситуациях.

Эти паттерны создаются, когда раннее поведение ребенка сталкивается с неадекватной ему реакцией извне. С психологической точки зрения в основе каждого характера содержится неосознанное или предсознательное решение, кем и каким  предстает человек перед лицом мира.

Например, «Я никогда не заплачу снова - люди всегда смеются надо мной». «Я должен держаться своего мнения, иначе я потеряю способность мыслить».

Различные школы психотерапии имеют свои собственные теории о том, что такое характер и какие типы характеров существуют. Исторически важный вклад в характерологию был сделан Фрейдом, Райхом, Лоуэном, Эриксоном, Боаделлой, Келеманом и другими.

В Бодинамическом Анализе структура характера также рассматривается как набор особых паттернов, который появился в результате попыток ребенка справиться с различными задачами развития. В то время как идея характерологии идет от раннего психоанализа, составление карты тела идет дальше, чем просто создание психологических описаний. Благодаря картам тела различные типы характера становятся более конкретными и менее метафоричными.

С соматической точки зрения Бодинамический анализ установил связи между последовательными стадиями развития, специфическими мышцами и связанными с ними психомоторными функциями. Таким образом, паттерны гипо-, гипер- и нейтрального реагирования подгрупп мышц, соотнесенные с соответствующими стадиями развития характера, дают нам точное описание этих стадий. Эмпирическое выделение психомоторных функций мышц на каждой стадии развития, позволяет описывать эти стадии в терминах выполняемых ими задач развития и связанной с ними моторной активности. Все это дает возможность выделить основные деятельности разных стадий, частично перекрывающихся хронологически, и увидеть, как недостаток ресурсов более ранней стадии влияет на более поздние. Это эмпирическое знание ведет нас к пониманию и описанию стадий развития, отличному от того, как это делали Райх и Лоуэн. В то время, когда Фрейд и Эриксон характеризовали возраст от 5 до 12 лет как латентный период, бодинамический анализ разбивает его на два периода с совершенно различными задачами развития (см. структуры Мнения и Солидарности/Представления своих интересов).

СЕМЬ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ

     После рассмотрения огромного количества информации о моторном развитии, а также после изучения психологических и эмоциональных особенностей различных возрастных этапов, бодинамики выделили семь стадий развития или семь структур характера:

-         Существование (внутриутробный период - 3 месяца после рождения);

-         Потребности (1 - 18 месяцев);

-         Автономия (8 месяцев - 2,5 года);

-         Воля (2 - 4 года);

-         Любовь/Сексуальность (3 - 6 лет);

-         Мнения (5 - 9 лет);

-         Солидарность/Представление своих интересов (7 - 12 лет).

     Каждая структура характера имеет три возможных «позиции». Они называются «ранняя», «поздняя» и «ресурсная» (последняя раньше называлась «здоровой»). Для человека в ранней позиции структуры характерны паттерны покорности, смирения, отказа. Для человека в поздней – паттерны сдерживания, борьбы, контроля. В каждой позиции преобладает один из трех типов мышечного реагирования (соответственно гипо-, гипер- или нейтральная отзывчивость большинства мышц, связанных с данным возрастным периодом). Обычно люди обладают смешанной позицией, что говорит о различном опыте, различных реакциях и различных задачах. Например, карта тела человека может отражать раннюю позицию структуры существования, позднюю позицию структуры потребностей и ресурсную структуры автономии, и т.д. Возможна 21 позиция, связанная (математически) более, чем с двумя тысячами различных возможных комбинаций.

     Названия периодов отражают их экзистенциальные темы - темы, до которых ребенок дорастает в указанный период развития. Каждая из этих тем начинается в этот период, но не оканчивается в нем.

Например, тема существования начинается во внутриутробном периоде и продолжается всю жизнь. В этом периоде не возникает проблем с проявлением воли и силы. Но в 2-4 года человека все еще может мучить вопрос, имеет ли он право на существование.

     Все люди имеют элементы всех структур, это нормальные стадии развития. При этом в некоторых из них люди «живут» дольше, в некоторых меньше. В каких-то структурах больше выражены поздние позиции, в каких-то ранние, какие-то находятся в ресурсном состоянии. При этом у 99% людей есть стабильные паттерны.

     Важно понимать, что структура характера - это только описание (карта, а не территория), и что каждый человек более сложен, чем паттерны его мышечного реагирования. Уникальность человеческого характера определяется тем, как эти реакции взаимодействуют между собой, как различные уровни и слои выражают себя. На карте тела все это показано очень ясным, но новым для психотерапии способом. Это дает возможность расширить и уточнить наше понимание характера и личности, создать контейнер, в котором мы можем исследовать, экспериментировать и ощущать уникальность ресурсов, потребностей и субъективного опыта каждого клиента.

     Цель бодинамической терапии – помочь клиенту перейти от патологических, ригидных, жестких паттернов (контроля и капитуляции), к более гибким, смягченным и перетекающим друг в друга способам взаимодействия с собой и миром.

     В бодинамике не используется медицинскую модель заболевания и излечения, терапия рассматривается как корректирующий опыт. Предполагается, что человек может застрять в каких-то «структурах» (особенностях характера, эго функциях, в ригидности и/или покорности). Обычно у людей редко есть ясное ощущение этих структур. Терапевт старается дать клиенту возможность пережить опыт ощущения структуры до тех пор, пока он не почувствует ее в своем теле, не почувствуют ее место в своей жизни. Человек поощряется к получению нового опыта, и тогда власть привычных структур ослабляется. И перед человеком открываются новые, может быть ранее неизвестные возможности, развиваются новые способности, у него появляется больше выборов.

 

ФУНКЦИИ ЭГО

     Кроме понятия «структуры характера» телесные психотерапевты используют для описания функционирования клиента и другие характеристики. Речь идет о таких понятиях, как заземление (термин впервые введен Лоуэном), центрирование, границы, способности к контакту и т.д. Бодинамический анализ в этой связи говорит об одиннадцати «функциях ЭГО». Эти понятия связаны с телом даже больше, чем структуры характеров. 

Например, человек может сказать о себе: «Обычно я теряю почву под ногами в некоторых ситуациях». И это не только метафора.

     Эго функции называются в соответствии с темами и психомоторными умениями и связаны с: установлением связей, центрированием, границами, заземлением и тестированием реальности, установлением социального баланса, когнитивными навыками, гендерными навыками, самоутверждением, управлением энергией, межличностными навыками и определением позиции в жизни[3].

     Анализ карты тела в терминах этих эго функций открывает абсолютно новые возможности для психотерапии. Функции теперь больше не являются простыми метафорами человеческих способностей и потенциалов. Каждая эго функция содержит в себе ресурсы, наличие или отсутствие которых в теле теперь можно измерить. Карта тела показывает, какой ресурс и какую реакцию (гипо- или гипер-) имеет человек в каждой из областей функционирования его эго, а также насколько успешного функционирования в  каждой из них можно ожидать.

Например, если у человека гипоотзывчивость мышц, связанных с подфункцией «Способность твердо стоять на своих ногах» (ресурс, включенный в «эго функцию Позиционирование»), многие важные жизненные задачи, будь то стрессовые ситуации на работе или во взаимоотношениях, могут восприниматься им как непреодолимые, сокрушающие. С другой стороны, если у человека гиперотзывчивость в этих мышцах, он может хорошо справляться со стрессом, но быть рабом какой-либо одной стратегии из-за недостатка гибкости.

     Каждая эго функция развивается и раскрывается в свое собственное время.

Например, ребенок в матке очень слабо ощущает свои границы и совсем не может их защищать. Взрослея, он приобретает новые возможности. С каждой успешно пройденной стадией развития ребенок все более и более способен чувствовать и удерживать границы.

     Анализируя карты тела, можно проследить путь развития функций и достаточно точно указать возраста, когда развивались ресурсы, а когда появлялись проблемы. Обычно у взрослых в некоторых областях - хорошие ресурсы, а в других - их недостаток или ригидность. Функциональный анализ карт обеспечивает полную и многоуровневую картину человеческих способностей.

 

     VI.  БОДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И КАРТЫ ТЕЛА

     Карта тела может помочь человеку понять влияние его истории на функционирование в сегодняшнем дне, в межличностных отношениях, на работе и при достижении своих собственных целей, на тенденции реагирования на стресс.

     С помощью карты тела можно также прояснить описание человеком самого себя.

Пример: Человек утверждает, что у него нет друзей. Карта может показать, насколько этот человек сам тянется к другим людям. Она может также показать его недостаточную способность отодвигать других людей, и тогда друзья начинают его сильно обременять. Кроме того, в карте могут содержаться указания на специфические моменты, на которых надо сфокусироваться терапевту для того, чтобы терапия была максимально эффективна и способствовала росту клиента.

     Как уже говорилось выше, эмпирические исследования Лисбет Марчер и ее коллег из Бодинамического Института в Дании показали, что каждая мышца связана со специфическим психологическим содержанием. С помощью знания этих связей и карт тела бодинамический аналитик выделяет релевантные мышцы для работы с ними. Карта тела имплицитно содержит предписание для терапевта «установить связь между этими  мышцами (они указаны темным цветом на карте) и ресурсом». Это достигается в работе с психологическим материалом или с созданием ресурса. Создание ресурса часто помогает психологическому материалу стать более осознанным. Проще  говоря, тело используется для того, чтобы привнести осознавание реакций человека, идущих из его прошлого, в работу с текущим материалом. Стимулируя соответствующие мышцы, либо через специфическое касание (при специальной настройке), либо как-то по-другому используя их, терапевт помогает клиенту почувствовать свои импульсы, установки, ощущения, эмоции и даже решения. В результате клиенты могут по-другому посмотреть на проблему и на свои реакции. Таким образом, непосредственно адресуясь к телесному ядру психологического материала, часто можно достигнуть быстрых решений и более полной интеграции.

Начало терапии

     Началу терапии предшествуют несколько моментов:

  1. Создание карты тела, анализируемой в терминах структуры характера, эго функций и наличия индикаторов шоковой травмы.
  2. Вторым моментом является рассказ клиента о его истории. К продолжению этого рассказа терапевт возвращается позже, когда при рассмотрении карты возникают специфические вопросы.
  3. Третий момент - это желание клиента получить какой-то результат от терапии.
  4. Четвертый - это оценка терапевтом ресурсов клиента и его настоящего уровня функционирования, стабильности и поддержки.
  5. Все это обсуждается с клиентом при формулировании контракта. Контракт содержит цели терапии и название областей, которые, как полагает терапевт, необходимо исследовать для достижения этих целей. И, когда это возможно, было бы хорошо оценить продолжительность терапии.

Создание ресурсов

     У каждого человека в соответствии с его историей есть набор из нейтральных, гипер- и гипореагирующих мышц. Карта точно показывает, на какой стадии и внутри какой эго функции есть ресурсы или недостаток их. Карта может, например, показать, что хорошо функционирующий человек имеет способности, развившиеся на поздних стадиях, а под ними - «дыры», отсутствие ресурсов. У такого человека может быть чувство безопасности и уважения к своим достоинствам и, при этом, неосознанная и непризнанная тревога и депрессивные чувства. Распознание терапевтом этих чувств очень облегчит положение. В этой ситуации до столкновения с защитами более поздних стадий и до регрессивной работы должны быть простроены недостающие ресурсы более раннего возраста. В противном случае человек может оказаться в тревожном или депрессивном состоянии, что будет очень сильно отличаться от того, каким он привык воспринимать себя. Это может быть довольно разрушительным и для терапии, и для жизни человека.

     Прямо противоположный случай: человек с огромным количеством каждодневных трудностей, может иметь ресурсы на ранних стадиях. В целом карта помогает нам увидеть противоречия и соответствия.

     Важный принцип бодинамического анализа - люди начинают жить более полной жизнью, когда могут пробудить свои внутренние ресурсы. В терапии это означает, что работа с областями ресурсов и более гибкого функционирования начинает спонтанно мобилизовывать области функционирования сниженного. Т.е. сначала терапевт обычно работает на ресурсных областях, связанных с мышцами, окрашенными на карте в светлые цвета. Новый позитивный физический, когнитивный и эмоциональный опыт настоящего ведет к изменению реагирования соответствующих мышц в сторону большего контакта с ресурсом. Иногда это происходит немедленно, а иногда более постепенно с повторением позитивного опыта. Это изменение в мышечном реагировании очень сильно отличается от ситуации, в которой было достигнуто только новое осознавание. Позже человек поймет, что он теперь больше не хочет идти по старому пути, а хочет действовать в новом направлении. Когда опыт отпечатается в мышцах, человек не только идет к новому осознаванию, но и начинает по-новому реагировать.

Работа с гипореагирующими мышцами: пробуждение импульса

     Распознавание паттернов смирения, отказа от деятельности, который выражается в гипоотзывчивости мышц, дает терапевту очень мощный инструмент для понимания поведения людей. Когда человек находится в состоянии отказа от деятельности или гипореакции, он может не чувствовать своих импульсов. Со временем он может признать, что не чувствует определенных импульсов или чувствует боль от отсутствия импульсов, а не сами импульсы. При глубоких формах отказа человек теряет даже ощущение боли, все импульсы становятся бессознательными. Ресурсы отсутствуют, и он как будто находится в состоянии забытья. Гипореагирование (гипоотзывчивость) налагает большие ограничения на поведение и сильно затрудняет жизнь в этом стрессовом мире. Оно является видом защиты, и такая защита часто имеет огромную экзистенциальную цену.

     Работая с гипореакцией, терапевты часто выступают в роли учителей и нередко учатся сами. Связанная с работой этих мышц, недостающая способность либо не была развита, либо была утеряна, либо не ощущалась в достаточной мере и не вызывала доверия. Терапевт должен обеспечить понимание, поддержку, контакт, дать соответствующую информацию, помогая клиенту в продвижении к новому опыту. Задача терапевта - пробудить импульс в мышцах клиента через поддержку, мягкое, деликатное прикосновение или мягкие движения. И, чем более гипореактивны мышцы, тем более мягким должно быть их пробуждение. То же самое происходит и на психологическом уровне. В ответ на предложения терапевта человек часто говорит (или чувствует): «Я не могу», «Я не хочу этого делать», «Это слишком трудно», «Это слишком страшно» и т.д. В качестве поддержки терапевт может помочь клиенту, самостоятельно приводя в движение определенные участки тела клиента или просто прикасаясь к ним до тех пор, пока тот не почувствует импульс. В этом виде защит (гипореагирование) меньше ресурсов, чем в противоположном (по гипер- типу). Противостояние гипоответу может вызвать у клиента чувство перегруженности, подавленности или ощущение, что его просят сделать что-то невыполнимое. Слишком  напористое противостояние может вести клиента к чувствам дезинтеграции, фрагментации, утери доверия.

Работа с гиперреагирующими мышцами: вызов защитам

     Гиперреагирующие мышцы сверхконтролируют и удерживают содержащийся в них импульс. В свое время человек вынужден был научиться удерживать и/или контролировать энергию.

     Такой человек может бояться, что, если он отпустит себя, может произойти что-то ужасное. Например, что на него будет совершено нападение или что он потеряет всякий контроль над своим поведением. Работая с такими мышцами, человек подходит к своим границам, образно говоря, твердо, но с уважением стучит в дверь, сигналя: «Я здесь», «Я тебя вижу», «Я справлюсь», «Поди вон», «Я настаиваю».

     Терапевт может помочь человеку оставаться в опыте соответствующей структуры без переживания смятения, без конфликтов и взаимодействий, которые заставили бы его отказаться от нового опыта.

     Когда это возможно, терапевт старается оставаться в работе в пределах содержания одного возрастного уровня до тех пор, пока проблема не будет разрешена. В бодинамике считается, что такой подход сильно увеличивает вероятность того, что найденное разрешение проблемной ситуации будет интегрировано и в теле, и в сознании.

     Работая с психологическим содержанием, связанным с гиперотзывчивыми мышцами, терапевт может быть более конфронтирующими, потому что у человека достаточно энергии, чтобы справиться с этим. Часто конфронтация – это именно то, в чем нуждается такой человек, чтобы почувствовать себя. Терапевтическая задача здесь - высвободить энергию защиты способом, который не воспринимается, как опасный. Слишком мягкая работа в таких случаях может быть не особенно полезной.

 

Повторное тестирование

     После курса бодинамического анализа или в исследовательских целях можно провести повторное картирование (частичное или полное), чтобы посмотреть, что изменилось. Часто карта становится светлее. Многие мышцы, которые имели тенденцию к гипореагированию в целом, начинают реагировать по гипертипу (в легкой форме). Люди получают больше защиты и больше структуры. Они становятся более способными противостоять стрессу на работе, более интенсивно проявляться во взаимоотношениях и т.д. Иногда мышцы, став более гипо- или гиперреактивными, выглядят, как менее функционирующие. Или могут даже поменять тип реагирования (были гипер-, стали гипо-, и наоборот). Поначалу это удивляло исследователей и создателей карт тела. Но потом они стали рассматривать такое явление как указание на проявление систем защит на других уровнях, в других контекстах.

Например, если у человека была сильная ранняя система защит (сформировавшаяся, например, на ранних этапах структуры существования), а потом он начал чувствовать больше эмоций и телесных ощущений, начал чувствовать себя более живым, он может ощутить большую потребность в усилении защит. Таким образом, некоторые мышцы станут темнее (обычно это временное явление). Все это можно увидеть на карте и обсудить с клиентом.

     Новая карта тела или частичная карта отдельных мышц может также помочь терапевту увидеть, где терапия сработала, а где нет, и как следует поменять фокус работы. Возможно, теперь другие аспекты self нуждаются во внимании.

 

                                                   КАРТА ТЕЛА

     Марчер и ее коллеги долгое время искали, каким образом они могли бы сделать более доступной для себя и для других клиницистов информацию,  содержащуюся в теле клиента. Им требовалась форма представления отзывчивости мышц. Решением вопроса об удобстве изложения (формате) явилось создание Карта тела. Карта тела - это визуальное представление эластичности или отзывчивости мышц. Картирование делается для каждого клиента. Каждый мышечный отклик фиксируется на форме карты тела, которая является контуром человеческого тела. Различия в отзывчивости указываются разными цветами (см. ниже). На карту также наносятся некоторые связки и точки.

Иллюстрация №1

Девять уровней шкалы карты тела

 

Гипоотзывчивость                      Нейтр.             Гиперотзывчивость

(Синий)                                     (Зеленый )                  (Красный)

В4 В3 В2 В1 N А1 А2 А3 А4
От редуцированной отзывчивости (В1 и В2) к нефункциональности областьресурсов От редуцированной отзывчивости А1 и А2) к нефункциональности
глубокое бессознат.  пред-сознание сознание пред-сознание глубокое бессознат.

 

Получившаяся карта тела решила проблему того, как представлять богатую информацию в полезной форме. Тренированный глаз может восстановить плотно упакованную информацию очень быстро. Карта тела также оказалась воспроизводимой на 95% надежности между различными изготовителями карт. Со временем карта тела приобрела свою современную форму, которая продолжает уточняться до настоящего времени (на ужас студентам).

 

За основу текста взяты статьи:

1)      Основные понятия Бодинамической системы в Body Encyclopedia: A Guide to the Psychological Functions of the Muscular System, Lisbeth Marcher, Sonja Fich, North Atlantic Books, 2010

2)      Питер Бернхард «Индивидуация, взаимная связь и телесные ресурсы» в «Телесная психотерапия. Бодинамика» (Ред.-сост. В.Б. Березкина-Орлова. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. - 409с).

3)      THE BODYMAP: A PRECISE DIAGNOSTIC TOOL FOR PSYCHOTHERAPY by Peter Bernhardt, MFCC, and Joel Isaacs PhD http://www.bodynamicusa.com/theory/the-bodymap/



[1] См. Основные понятия Бодинамической системы в Body Encyclopedia: A Guide to the Psychological Functions of the Muscular System, Lisbeth Marcher, Sonja Fich, North Atlantic Books, 2010
[2] См. Питер Бернхард «Индивидуация, взаимная связь и телесные ресурсы» в «Телесная психотерапия. Бодинамика» (Ред.-сост. В.Б. Березкина-Орлова. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. - 409с).
[3] К моменту написания статьи в бодинамике выделяли 10 эго функций, эго функция Гендерные навыки была добавлена позже