Responsive image

Биосинтетическая скульптура. Измерения жизни

Милтон Коррэа, Эстер Франкел

 

Биосинтез основывается на психологии внутриутробного и постнатального развития, телесно-ориентированной психотерапии, а также трансперсональной психотерапии, которая рассматривает человеческое существо во взаимодействии и интеграции его различных аспектов: тела, эмоций, сексуальности, убеждений, желаний, стремлений, потребностей, сновидений, историй, семьи, отношений, духовности и т.д. Биосинтез придает особое значение уникальным качествам индивидуума и разнообразию возможностей его развития, которые появляются в ходе формирующего жизненного процесса. Человек рассматривается как многомерное существо, и различные уровни его взаимодействия с миром называются взаимосвязанными Полями жизненного опыта·. В клинической работе биосинтез предполагает существование шести фундаментальных Измерений жизни, через которые мы можем следовать и помогать процессу развития и самоорганизации клиента: Потоки жизни, Поля жизни, Линии жизни, Истории жизни, Волны жизни и Жизненные ресурсы. Биосинтез предлагает принципы и методы понимания и интеграции этих Измерений жизни. Кроме того, биосинтез – это способ саморазвития, и его широкие био-социальные основы дают возможность применять его во многих других областях, помимо клинической работы.

Биосинтез - скульптура


  • · На рисунке: Streams of Life – Потоки жизни, Resources of Life – Жизненные ресурсы, Lines of Life – Линии жизни, Waves of Life – Волны жизни, Histories of Life – Истории жизни, Fields of Life – Поля жизни, Crown – Корона, Eye-Vision – Зрение, Throat – Горло, Heart – Сердце, Solar Plexus – Солнечное сплетение, Hara – Хара, Root – Корень.

1. Потоки жизни.

Понятие «Потоки жизни» включает морфологию, эмбриональное развитие, слои эндодермы, мезодермы и эктодермы, понимание блокировки между этими уровнями и их интеграцию. Потоки жизни – это полное развитие плода, которое мы называем «горизонтальным» развитием, и его влияние на формирование индивидуума.

Потоки жизни связаны с тремя потоками внутриутробных аффектов: умбиликальным (пупочным), кинестетическим и кожным, которые являются формативными·· в течение жизни эмбриона. Данные три потока, или аффекта соответствуют трем слоям, из которых развивается плод: эндодерме, мезодерме и эктодерме. Названные слои, в свою очередь, связаны с тремя морфологическими отделами тела: животом, спиной и головой. Понятие «Потоки жизни» - это способ рассмотреть телесную организацию с точки зрения энергии и формы, организованных в пространстве. Здесь речь также идет о том, как мысли, эмоции и действия интегрируются в поведении.

 

2. Поля жизни.

Полями жизни называют различные взаимодействующие уровни опыта, поведения и сознания человека. К примеру, сексуальность – это Поле жизни; язык – тоже одно из Полей. В биосинтезе Поля жизни соответствуют различным уровням выражения, связанным с сегментами позвоночного столба. В теле человека позвоночный столб – ось двигательной системы и канал для двигательных и чувствительных нервных отростков вегетативной системы. На позвоночном столбе есть семь естественных узлов, где он изгибается и поворачивается. В этих узлах расположены центры нашей тонкой энергетической системы, связанные с основными железами тела. Позвоночный столб – главная объединяющая ось тела, связывающая органы таза с мозгом, проходящая через нервные центры, которые регулируют пищеварение и сексуальную функцию, поддерживают равновесие сердца, горла и языка, глаз и зрения, ушей и слуха.

Каждое из Полей жизни может быть рассмотрено с точки зрения полярности,  которые мы можем достичь этого в терапевтической работе. Невроз предполагает не только горизонтальное расщепление между Потоками жизни, но также и вертикальное расщепление между Полями жизни.

Д. Боаделла рассматривает 7 Полей жизни, которые являются Полями опыта и самовыражения, и соответствуют сегментам позвоночного столба, в которых расположены энергетические центры:

- Корневой центр, его основная функция - «укоренение», оно связано с  отношением к телу и стремлением к выживанию. Речь здесь идет о контакте с телом, с другими людьми и с миром; а также о том, как убеждения и знания вписаны в мировую реальность, и как они эмоционально и физически проживаются. Этот центр также имеет отношение к одному из ключевых элементов биосинтеза – Моторным полям.

- Центр хара связан с эмоциональной насыщенностью. Он соотносится с энергией, доступной для жизненных достижений. Этот центр тесно связан с пупком и с ощущениями от контакта посредством пуповины. В детстве - это центр благополучия, переживание которого обеспечивается приятным опытом кормления. С подросткового возраста он имеет отношение к сексуальности.

- Центр солнечного сплетения связан с обязанностями, границами, ограничениями и уверенностью в себе. Здесь мы можем найти трудности в отношении проявления силы, доминирования и манипуляции.

Сердечный центр – это центр гармонии с другими, с жизнью и миром. Он имеет отношение к состраданию, способности глубоко любить и устанавливать близкие отношения.

- Горловой центр включает всю голосовую систему, блоки в области горла и шеи. Его основная функция – коммуникация, или издание звуков. Горловой центр - важное соединение между мыслями и эмоциями, мыслями – и действием, мыслями – и движением. Здоровье этого центра основывается на хорошей способности к коммуникации и творческой речевой деятельности.

- Глазной и Зрительный центр имеет отношение к зрению и созерцанию, способности смотреть вовне и видеть изнутри. Он представляет способность человека видеть себя и других. Он связан с силой воображения, так же как и со способностью глубоко видеть суть некоторой ситуации. Работая с этим центром, мы воздействуем на глазные блоки, в результате чего могут активироваться воспоминания о травматических ситуациях.

- Коронный центр – центр связи с космосом. Это открытие чему-то большему, чем человеческое существо, где происходит интеграция всех наших качеств.

 

Потоки и Поля жизни – это аспекты процесса формирования личности. Тем не менее, формативный процесс не происходит сам по себе, на него оказывают влияние взаимодействия с другими людьми, живыми существами, миром и вселенной. Он зависит от истории этих взаимодействий в течение всей жизни, в семье и в более широкой социальной среде. Прорастание семени зависит от почвы, в которую оно было посажено, и от «экологии» окружающей среды.

Формативный процесс должен стимулироваться соответствующими условиями, в противном случае самоорганизация не произойдет. На протяжении жизни человека его формативный процесс развертывается в соответствующих организующих полях. К примеру, для здорового развития ребенку необходимо постоянное присутствие родителей и близкий контакт с ними. Таким способом создается биологический организатор, который необходим для развития. Взгляды родителей на своего ребенка, их отношение и слова, которые выражают их любовь, понимание и поощрение, будут стимулировать формативный процесс и делать его более устойчивым. В психотерапии присутствие, прикосновения, контакт, голос и забота психотерапевта создают то организующее поле, в котором разворачивается формативный процесс клиента.

Организующие поля намечаются через 4 других стороны жизни: Линии жизни, История жизни, Жизненные ресурсы и Волны жизни.

 

3. Линии жизни.

Индивид вовлечен в систему отношений с другими людьми, миром, своей семьей и предками, своей работой, включен в прочие аспекты социальных отношений, - и является частью истории человеческой общности большей, чем его социальная группа. Эту сеть отношений мы называем Нитями жизни. Часто эпицентр конфликтов клиента оказывается в его любовных или семейных взаимоотношениях. Иногда центр конфликта находится в ситуациях из жизни предков клиента, и конфликт может не осознаваться. Работа с семейной системой (линиями семьи) – хорошая возможность помочь клиенту осознать семейные осложнения и излечиться от них.

В терапевтическом процессе Линии жизни играют роль во взаимоотношениях переноса, которые терапевт обязан постоянно иметь в виду на протяжении клинической работы.

 

4. Истории жизни.

Наше тело и наша жизнь развиваются в течение всего времени, от внутриутробного существования до смерти. У нас есть история жизни и память о ней. Наши сновидения, фантазии, желания и планы создают нашу историю. Мифы, которые являются выражением архетипов, рассказывают, в универсальной форме, о том, как развиваются многие из этих историй. В биосинтезе мы имеем дело со смесью событий и элементов опыта, а также с линией времени от прошлого к будущему, которая доступна для работы. В биосинтезе работа с регрессией должна быть сбалансирована постоянным обращением к настоящему. Историями жизни называются истории, которые мы рассказываем: о том, откуда мы пришли и куда направляемся; наши сновидения, наши представления о прошлом и будущем.

 

5. Жизненные ресурсы.

Это ресурсы, которые у нас уже есть и которые мы будем получать в течение всей жизни. Они дадут нам возможность увеличить наш потенциал развития, излечиться от болезни, справиться с травматической ситуацией, помогут в трудные времена. Жизненные ресурсы обеспечивают нашу способность к восстановлению, физическому или психическому. Ресурсы есть всегда, даже когда мы обессилены или нарушено наше  переживание целостности. Способность к восстановлению – часть нашей сущности. Ресурсом является не только физическое здоровье, но также воспоминания о переживании жизненных событий, представления, убеждения, ценности, искусство, ожидания, надежды, отношения, друзья, семья, среда, работа, профессия, финансы, собственность и т.д. Воспоминания о любящей и заботливой бабушке, о каком-нибудь месте, которое мы помним с детства, будь это река, дерево, или просто образ цветка, - это примеры важных восстанавливающих средств, или целительных сил.

В биосинтезе считается, что мы не только сами создаем свои ресурсы, но и наследуем многие из них. Человек может получить доступ ко многим существенным качествам своего положения или состояния. Эти качества не активируются извне, активировать и включать эти качества в свою жизнь – свойство человеческой природы.

 

6. Волны жизни.

Это понятие имеет отношение к потенциалу развития человека: физического, умственного и духовного. Оно объединяет целый спектр, от самой низкой стадии интеграции до высшей стадии интеграции человеческого существа. Это понятие не связано со временем, оно имеет отношение к уровню зрелости человека. Физический потенциал растет с самого рождения. Мы можем видеть это, к примеру, наблюдая за ребенком на разных стадиях его развития: вначале он сидит, потом ползает, затем встает и учится ходить. Далее следуют стадии взросления, зрелости и старости, когда физический потенциал снижается, но умственный и духовный потенциалы могут быть высоко развиты. В течение жизни болезни могут отсрочить развитие этого потенциала или повредить его, но также они могут и развивать его, - когда тело и ум учатся. Травматические ситуации могут оказать негативное влияние на процесс развития нашего потенциала, и это проявляется в случаях, когда у нас возникают различные проблемы или неудачи.

Развитие проходит стадии, которые в разных сообществах обозначаются праздниками и ритуалами перехода: периоды взросления, свадебные церемонии, окончания учебных заведений и похороны. Развитие нашего потенциала связано с процессом индивидуации (Юнг) и просветлением. Когда мы говорим о просветлении, мы не имеем ввиду некое мистическое идеальное состояние или религиозный опыт. Речь идет о просветлении в самом простом смысле слова: быть просветленным означает быть более человечным, сильным и иметь чистое сердце. Психотерапевтическая работа помогает расширить наш потенциал развития.

Когда клиент приходит к психотерапевту, он рассказывает о проблемах, касающихся одного или нескольких Измерений жизни. Дисбаланс в одном из этих измерений может органически оказывать влияние на другие. Например: мы можем работать с Полем движения, или Полем жизни, связанным с системой убеждений, или Полем жизни Солнечного сплетения (трудности с ограничениями и т.д.).  Через Линии жизни мы работаем с сетью семейных отношений клиента, и отношения с членами семьи интегрируются Полями его жизни или Историями жизни. Мы можем также начать нашу работу с обсуждения сновидения (Истории жизни) для того, чтобы обратиться к другому измерению жизни клиента, к примеру, Полю сети семейных отношений.

Психотерапевтическая работа в биосинтезе (биосинтез означает «интеграция жизни») состоит в движении вдоль этих Измерений жизни: она помогает людям стать более интегрированными через их внутреннюю коммуникацию; передает информацию, реорганизующую энергетический поток и тело; создает основу для разрешения проблем, напряжений и блоков; обогащает и расширяет потенциал развития человека.

Рассматривая эти Измерения биосинтеза, мы можем найти вдохновляющий способ позаботиться о саморазвитии, получить опыт заботы о себе со стороны другого человека, позаботиться о других и о планете. Способ, который «мог бы помочь нам донести свой свет Земле, ощутить свет Земли, духовность тела и олицетворение духа. Тем не менее, наш путь по долине создания души мы пройдем, ступая ногами по земле. Тело, которое мы развивали в течение всего пути, будет помнить свой источник, и наши действия в мире будут все больше и больше идти от сердца» (Д. Боаделла [4]).

 

Библиография

[1] Leonardo Boff, Knowing to Care  (in portuguese Saber Cuidar), Ed.Vozes.

[2] David Boadella, Life Streams. An introduction to Biosynthesis, Ed. Routledge & Kegan Paul.

[3] David Boadella, Somatic Psychotherapy: Its Roots and Traditions, Energy & Character, Vol 21, No 1, April, 1990.

[4] David Boadella, Soma, Self and Source, Energy & Character, Vol 21, No 2, September 1990.

[5] David Boadella, Incarnation, embodiment and the pre-birth drama, Energy & Character Vol 26, No 2, September.

[6] David Boadella, Inspiration and embodiment: Quality level of Expression Body-Psychotherapy, Energy & Character, Vol 26 ,No 1, April 1995.

[7] David Boadella, Between Coma and Convulsion, Energy & Character Vol 6, No1, 1975.

[8] David Boadella, The Tree of Man and Fundamental Dimensions of Biosynthesis, Energy&Character Vol 29, nº1, June 1998.

[9] David Boadella, Common Ground and Different Approaches in Psychotherapy, Edited by Esther Frankel, Escola de Biossíntese do Rio de Janeiro, 1998 (in www.biossintese.psc.br).

[10] David Boadella, Ten Aspects of Biospirituality, Energy & Character  Vol 26, nº 1, April 1995

 



  • ·· Для обозначения процесса формирования, развития, роста,  способности к изменениям и самоорганизации  Д. Боаделла использует термин «формативный процесс» или «формирующий личность процесс» (прим. ред.)