2. Способность опираться на различные модели телесной психотерапии и использовать их зрело, с глубоким пониманием и избирательностью
Введение
За долгую историю развития телесной психотерапии создана солидная теоретическая база, специфическая именно для данной модальности. В ней также используются теоретические знания, навыки и исследования из других психотерапевтических модальностей и психологических направлений, включаяперечисленные ниже, но не сводясь к ним:
• Психоаналитические направления – классический психоанализ, эго психологию, теорию объектных отношений, психологию self и психоанализ отношений
• Аналитическую психологию
• Гуманистическую психологию и психотерапию
• Экзистенциальную психологию и психотерапию
• Гештальт психологию и психотерапию
• Различные виды арттерапии и терапии творчеством
• Теории научения
• Практики, основанные на модели Осознанности
Телесная психотерапия непрерывно развивается, охватывая новые области знания, в том числе нейронаук и других дисциплин:
• Теории присоединения, их актуальность и проявление опыта присоединения на протяжении всего жизненного цикла
• Исследования детского развития, в том числе интерсубъективности, развития языка, различных видов депривации и злоупотребления детьми
• Эмбриологии и перинатального развития
• Теории эмоций, включая их соматическую основу
• Изучения памяти и сознания
• Исследования травмы
• DSM1V, ICD 10 и проблемы психического здоровья
• Использование лекарственных средств в лечении психических заболеваний
• Развитие других моделей психотерапии
• Исследовательские методы, которые могут быть использованы в телесной психотерапии
Понимание процессов поддерживается также изучением философии, социальных теорий, духовных традиций, в числе которых:
• Экзистенциализм и феноменология
• Теория поля
• Восточная психология и философия
• Теории систем
• Групповая и межличностная динамика
• Культуральные, кросс- и межкультуральные исследования
• Трансгенерационные паттерны дистресса
2.1 Теоретические знания и навыки, важные/специфические для работы в области телесной психотерапии
Могут включать в себя следующее:
• присутствие и контакт в отношениях
• способность чувствовать ощущения и способность к соматическому осознаванию
• психологическое понимание анатомии, физиологии и биологии
• стратегии характеров (физическое проявление защитных стратегий/стратегий выживания), телесное считывание и диагностика на основе работ Райха, Лоуэна, Куртца, Марчер, Джонсон и других
• энергетические системы (западные и восточные подходы и точки зрения)
• эмоциональная, энергетическая, психологическая и физиологическая саморегуляция в отношениях (в детстве и на протяжении всего жизненного цикла)
• сонастроенность в отношениях, ее нарушения в детстве и восстановление во взрослых отношениях
• прикосновение как навык и как коммуникация; значимость прикосновения в детстве; сила прикосновений, культуральные и гендерные факторы
• границы в отношениях – энергетические и физические (например, слишком сильная вовлеченность или слишком большая дистанция)
• уровни осознавания как энергетические и физические процессы
• имплицитная и эксплицитная коммуникация, каналы коммуникации, включая прикосновение, взгляд, жест, движение
• воплощенный в теле язык коммуникации
• соматический резонанс, соматические перенос и контрперенос
• гипервозбуждение, гипер-бдительность; стресс, включая гипервентиляцию и рефлекс Моро (рефлекторный испуг); тревога и депрессия
• ранняя травма отношений и более поздние травматические события; соматическое понимание травмы и ее разрешения
• симптомы как метафоры и способы коммуникации
• выстраивание внутреннего ощущения себя (self) и опора на это ощущение при взаимодействии (self agency)
• интеграция опыта различного уровня (образного, эмоционального, физического, когнитивного) в контекст
• определение скорости и ритма сессий – усиление и развитие опыта, замедление процессов, изменение уровней осознавания, например, фокусирование или рассеивание внимания
• экзистенциальный и духовный кризис
• оценка риска, противопоказания и модификации телесной психотерапии
• многообразие и диапазон здоровой сексуальности; сексуальность и духовность
• целостность, благополучие и процесс реализации потенциала, включая духовное развитие
Телесный психотерапевт должен иметь и более специфические способности:
2.1.1 признавать и распознавать стремление человека к здоровью и уважать его защитные/жизнеобеспечивающие стратегии и симптомы
2.1.2 опираться на теории о врожденном потенциальном стремлении человека к росту, исцелению и движению к здоровью, включая систематическое понимание многообразия уровней влияния мира на человека и наоборот:
• влияния отношений и контекста на врожденный потенциал
• что значит быть «целостным» человеком
• как препятствуют развитию целостности пренебрежение и игнорирование
• как идентифицировать то, что потенциально способствует развитию и субъективному благополучию человека
• развитие – процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека
2.1.3 опираться на теории биологического функционирования и психофизиологии эмоций, включая понимание:
• влияния на тело длительного подавления эмоций
• влияния автономной нервной системы, в особенности влияния блокированного дыхания на обеспечение жизненной энергии
• как подавление или недостаточная способность контейнирования эмоций влияет на их диапазон
• что стремление к здоровью является основной движущей силой биологического развития
2.1.4 опираться на знание о психологическом, биологическом, энергетическом, эмоциональном и физиологическом развитии, включая:
• понимание влияния взаимоотношений на развитие человека
• понимание об искаженном развитии и задержке развития
• знание о «внутреннем ребенке взрослого»
• знание о саморегуляции и регуляции в отношениях
• знание о дисрегуляции и дисфункции
• знание о диссоциативных процессах
2.1.5 опираться на знание о теориях интеграции и умение их использовать на практике:
• интеграция как внутренний процесс, объединяющий в одно целое разум, тело, дух и эмоции
• интеграция когнитивных процессов, телесных ощущений, эмоций, движений и импульсов (нисходящие и восходящие процессы интеграции)
• энергетическая и физическая интеграция
• интеграция «отчужденных» аспектов личности путем осознавания и признания различных частей self
2.1.6 опираться на знание теории коммуникаций, включая понятия:
• коммуникации как многоуровневого процесса и использование одновременно каналов коммуникации, связанных с различными органами чувств
• бессознательной коммуникации
2.1.7 сравнивать и сопоставлять различные модели психотерапии и их обоснования
2.1.8 придерживаться понимания сложности опыта человека, видеть различные изменения опыта (интраперсональный, межличностный, переносный, интерсубъективный, психодуховный, системный, контекстуальный) и признавать возможность существования различных углов и точек зрения его рассмотрения