2. Способность опираться на различные модели телесной психотерапии и использовать их зрело, с глубоким пониманием и избирательностью

 

Введение

За долгую историю развития телесной психотерапии создана солидная теоретическая база, специфическая именно для данной модальности. В ней также используются теоретические знания, навыки и исследования из других психотерапевтических модальностей и психологических направлений, включаяперечисленные ниже, но не сводясь к ним:

• Психоаналитические направления – классический психоанализ, эго психологию, теорию объектных отношений, психологию self и психоанализ отношений

• Аналитическую психологию

• Гуманистическую психологию и психотерапию

• Экзистенциальную психологию и психотерапию

• Гештальт психологию и психотерапию

• Различные виды арттерапии и терапии творчеством

• Теории научения

• Практики, основанные на модели Осознанности

 

Телесная психотерапия непрерывно развивается, охватывая новые области знания, в том числе нейронаук и других дисциплин:

• Теории присоединения, их актуальность и проявление опыта присоединения на протяжении всего жизненного цикла

• Исследования детского развития, в том числе интерсубъективности, развития языка, различных видов депривации и злоупотребления детьми

• Эмбриологии и перинатального развития

• Теории эмоций, включая их соматическую основу

• Изучения памяти и сознания

• Исследования травмы

• DSM1V, ICD 10 и проблемы психического здоровья

• Использование лекарственных средств в лечении психических заболеваний

• Развитие других моделей психотерапии

• Исследовательские методы, которые могут быть использованы в телесной психотерапии

 

Понимание процессов поддерживается также изучением философии, социальных теорий, духовных традиций, в числе которых:

• Экзистенциализм и феноменология

• Теория поля

• Восточная психология и философия

• Теории систем

• Групповая и межличностная динамика

• Культуральные, кросс- и межкультуральные исследования

• Трансгенерационные паттерны дистресса

 

2.1 Теоретические знания и навыки, важные/специфические для работы в области телесной психотерапии

Могут включать в себя следующее:

• присутствие и контакт в отношениях

• способность чувствовать ощущения и способность к соматическому осознаванию

• психологическое понимание анатомии, физиологии и биологии

• стратегии характеров (физическое проявление защитных стратегий/стратегий выживания), телесное считывание и диагностика на основе работ Райха, Лоуэна, Куртца, Марчер, Джонсон и других

• энергетические системы (западные и восточные подходы и точки зрения)

• эмоциональная, энергетическая, психологическая и физиологическая саморегуляция в отношениях (в детстве и на протяжении всего жизненного цикла)

• сонастроенность в отношениях, ее нарушения в детстве и восстановление во взрослых отношениях

• прикосновение как навык и как коммуникация; значимость прикосновения в детстве; сила прикосновений, культуральные и гендерные факторы

• границы в отношениях – энергетические и физические (например, слишком сильная  вовлеченность или слишком большая дистанция)

• уровни осознавания как энергетические и физические процессы

• имплицитная и эксплицитная коммуникация, каналы коммуникации, включая прикосновение, взгляд, жест, движение

• воплощенный в теле язык коммуникации

• соматический резонанс, соматические перенос и контрперенос

• гипервозбуждение, гипер-бдительность; стресс, включая гипервентиляцию и рефлекс Моро (рефлекторный испуг); тревога и депрессия

• ранняя травма отношений и более поздние травматические события; соматическое понимание травмы и ее разрешения

• симптомы как метафоры  и способы коммуникации

• выстраивание внутреннего ощущения себя (self) и опора на это ощущение при взаимодействии  (self agency)

• интеграция опыта различного уровня (образного, эмоционального, физического, когнитивного) в контекст 

• определение скорости и ритма сессий – усиление и развитие опыта, замедление процессов, изменение уровней осознавания, например, фокусирование или рассеивание внимания

• экзистенциальный и духовный кризис

• оценка риска, противопоказания и модификации телесной психотерапии

• многообразие и диапазон здоровой сексуальности; сексуальность и духовность

• целостность, благополучие и процесс реализации потенциала, включая духовное развитие

 

Телесный психотерапевт должен иметь и более специфические способности:

2.1.1 признавать и распознавать стремление человека к здоровью и уважать его защитные/жизнеобеспечивающие стратегии и симптомы

 

2.1.2 опираться на теории о врожденном потенциальном стремлении человека к росту, исцелению и движению к здоровью, включая систематическое понимание многообразия уровней влияния мира на человека и наоборот:

• влияния отношений и контекста на врожденный потенциал

• что значит быть «целостным» человеком

• как препятствуют развитию целостности пренебрежение и игнорирование

• как идентифицировать то, что потенциально способствует развитию и субъективному благополучию человека

• развитие – процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека

 

2.1.3 опираться на теории биологического функционирования и психофизиологии эмоций, включая понимание:

• влияния на тело длительного подавления эмоций

• влияния автономной нервной системы, в особенности влияния  блокированного дыхания на обеспечение жизненной энергии

• как подавление или недостаточная способность контейнирования эмоций влияет на их диапазон

• что стремление к здоровью является основной движущей силой биологического развития

 

2.1.4  опираться на знание о психологическом, биологическом, энергетическом, эмоциональном и физиологическом развитии, включая:

• понимание влияния взаимоотношений на развитие человека

• понимание об искаженном развитии и задержке развития

• знание о «внутреннем ребенке взрослого»

• знание о саморегуляции и регуляции в отношениях

• знание о дисрегуляции и дисфункции

• знание о диссоциативных процессах

 

2.1.5 опираться на знание о  теориях интеграции и умение их использовать на практике:

• интеграция как внутренний процесс, объединяющий в одно целое разум, тело, дух и эмоции

• интеграция когнитивных процессов, телесных ощущений, эмоций, движений и импульсов (нисходящие и восходящие процессы интеграции)

• энергетическая и физическая интеграция

• интеграция «отчужденных» аспектов личности путем осознавания и признания различных частей self

 

2.1.6 опираться на знание теории коммуникаций, включая понятия:

• коммуникации как многоуровневого процесса и использование одновременно каналов коммуникации, связанных с различными органами чувств

• бессознательной коммуникации

 

2.1.7 сравнивать и сопоставлять различные модели психотерапии и их обоснования

 

2.1.8 придерживаться понимания сложности опыта человека, видеть различные изменения   опыта (интраперсональный, межличностный, переносный, интерсубъективный, психодуховный, системный, контекстуальный) и признавать возможность существования различных углов и точек зрения его рассмотрения

 

CABP (Michaela Boening) CBPC (Gill Westland) LSBP (Clover Southwell) Body Psychotherapy Competencies • JULY 2012, перевод В. Березкиной-Орловой
Responsive image Responsive image