Использование Бодинамики для профориентации и самоопределения. Анализ практических интервенций

Аннотация. В этой статье сделана попытка проанализировать использование концептов Бодинамики в процессе проведения нескольких циклов психологических групп, посвященных профориентации и самоопределению. В одном цикле 5 структурированных встреч, между которыми участникам даются домашние задания и информация для самообразования.

Состав участников групп несколько специфичен. Это женщины от 30 до 45 лет, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком или на рубеже выхода из него. Все они единомышленницы в вопросах воспитания детей, являются частью большого сообщества родителей.

Предварительно все участницы проходят беседу-консультацию, для прояснения мотивации и постановки индивидуальной цели.

Ключевые слова: самоопределение, профориентация, специфические ресурсы, семейная история, эго-функции Заземление, Центрирование, Самоутверждение, модель «Четыре аспекта Эго и пред-Я», практические упражнения, тестирование, телесное осознавание, интеграция Бодинамики с другими подходами.

 

Актуальность темы

После рождения ребенка с женщиной начинают происходить параллельно два очень важных процесса:

1)  увеличение значимости внутренней жизни;

2)  активное освоение роли матери, как в индивидуальном воплощении, так и в аспектах, продиктованных социумом.

Эти две тенденции могут развиваться параллельно, взаимно обогащая друг друга и инициируя женщину в зрелость. В декретное время многие из родителей вместе с детьми начинают осваивать новые хобби и идеи. Они углубляют свои навыки в понимании эмоций и потребностей. Ценности меняются на более гуманистические, жизненный ритм замедляется.

Развитие ребенка идет в соответствии с определенными задачами и освоением необходимых жизненных навыков [4, cтр. 39]. Чем старше он становится, тем больше личного пространства ему требуется, и тем больше у него появляется свободы для эксперимента и исследования своих возможностей в мире.

И если потребность ребенка во взаимной связи [2; 4, cтр. 166-169] остается постоянной, то требования к атрибутам материнской роли постоянно меняются. Чем меньше ребенку требуется непрестанного внимания и родительского фокуса, тем меньше в жизни женщины востребована роль матери. Высвобождается личное время и появляется возможность реализации себя в других жизненных сферах и ролях. И в этот период у женщины может возникать ряд сложностей.

  1. Сильное вовлечение в роль матери начинает конфликтовать с другими жизненными сферами и планами. В том числе и с приближающимся окончанием декрета.

  2. Освоение новых возможностей жизни может приводить к внутреннему конфликту относительно своего прошлого опыта, и ставить в тупик относительно будущего. И это довольно частое явление среди женщин из среды «естественных родителей», которые, родив ребенка, осознали всю важность внутренней жизни, контакта с потребностями и эмоциями.

На группах я услышала много жизненных историй, но есть в них нечто объединяющее, а именно – желание, растерянность и поиск. Поиск удовлетворяющего соотношения своих потребностей, способностей, ценностей и опыта с возможностью профессиональной реализации.

Мария Владимирова (г. Москва)